Первый председатель Национального Банка Республики Казахстан Галым Байназаров рассказал о секретном "Проекте тенге" - как 25 лет назад в обращение тайно вводили национальную валюту, передает Tengrinews.kz со ссылкой на "Казахстанскую правду".
Первый председатель Национального Банка Республики Казахстан Галым Байназаров рассказал о секретном "Проекте тенге" - как 25 лет назад в обращение тайно вводили национальную валюту, передает Tengrinews.kz со ссылкой на "Казахстанскую правду".
В то время продолжался распад экономики СССР, до сих пор связанной общей банковской системой. Бывшие государства-участники пользовались рублем и только начинали переходить на национальные валюты. Разражался финансовый кризис.
В секретном режиме, в том числе и поскольку к началу 1992 года страна не имела самостоятельной банковской системы, в Казахстане приступили к "Проекту тенге". Это было одно из первых поручений Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
"Проект тенге" для НГБ РК был абсолютно новым делом, у нас не имелось производства банкнот, валютного рынка, валютных резервов, а значит и подготовленных кадров, не хватало и финансовых средств. Глава государства установил срок завершения "Проекта тенге" к 1 апреля 1993 года", - вспоминает первый председатель Нацбанка Галым Байназаров.
В апреле 1992 года исполнителем задачи по выпуску банкнот выбрали британскую фирму "Харрисон и сыновья". Для подготовки дизайна обратились к Союзу дизайнеров Казахстана, который разработал банкноты с портретами выдающихся казахских деятелей науки и культуры, основателей казахской государственности.
К концу марта 1993 года британская фирма выполнила заказ. В апреле тенге начали перевозить в Казахстан. Секретный груз везли ночью, в сопровождении сотрудников Нацбанка с разрешением на ношение боевого оружия. Банкноты перевозились в небольших металлических контейнерах как "правительственный спецгруз" под грифом "секретно" и не подлежали таможенному осмотру.
"Однажды во время дозаправки самолета в аэропорту Актау один из ретивых таможенников с оружием в руках потребовал растаможивания "правительственного груза" и задержал наш транспорт. В другом случае экипаж, неправильно рассчитав запас топлива, вынужден был приземлиться в аэропорту одного из приграничных городов РФ. Оба раза нам удалось благополучно разрешить сложившиеся ситуации. Прием и хранение груза без права вскрытия контейнеров осуществляли сотрудники Резервного подземного хранилища НГБ РК в Таразе. Таким образом, производство национальной валюты и ее доставка в Казахстан были завершены к началу мая 1993 года", - рассказывает Байназаров.
Тем временем в стране с нуля создали Казахстанскую валютную биржу, фабрику по производству ценных бумаг, Монетный двор, золотовалютные резервы, Государственное хранилище для золотовалютных резервов и международную платежную систему. Но ввод национальной валюты откладывался, потому что правительство стремилось сохранить рублевую зону. Успехом переговоры не увенчались. Уже в первой половине 1993 года страны Прибалтики, а также Украина, Беларусь, Кыргызстан, а вслед за ними Узбекистан и Туркменистан ввели в обращение свои национальные валюты. Россия в начале 1993 года тоже начала усиленную подготовку ко вводу собственной валюты.
В июле 1993 года состоялась очередная встреча в Москве.
"Российская сторона открытым текстом нам заявила о том, что прежняя рублевая зона прекращает свое существование, а в новую рублевую зону Казахстан не будет принят... В новую российскую рублевую зону был допущен только Таджикистан как страна, не сумевшая создать свою денежно-кредитную систему. Не отступая от идеи вхождения в рублевую зону, правительство Казахстана продолжало работать в этом направлении, однако условия, которые поставила для этого Москва, для нас были практически неприемлемыми. Казахстан, для того чтобы войти в новую рублевую зону, должен был полностью передать России накопленные золотовалютные резервы в размере не менее 700 миллионов долларов, согласовывать уровень бюджетного дефицита и полностью подчиниться денежно-кредитной политике ЦБ РФ на основе общего рубля. Для Казахстана это означало практически полный отказ от экономического суверенитета", - вспоминает первый председатель Нацбанка РК.
Первый председатель Национального банка Республики Казахстан Галым Байназаров. Фото с сайта kazpravda.kz.
С сентября 1993 года Казахстан стал единственной страной, продолжавшей пользоваться советскими дензнаками - дензнаками несуществующего государства. В связи с этим возникла реальная угроза наплыва на территорию Казахстана никому не нужных советских дензнаков, способная разрушить всю экономику до основания.
В стране создали госкомиссию по вводу национальной валюты.
"12 ноября Глава государства в прямом эфире обратился к народу Казахстана с сообщением о предстоящем событии. Многомиллионной телевизионной аудитории были продемонстрированы денежные знаки всех номиналов, выполненные в отменном качестве. Вслед за этим обращением по телевидению и радио мною был оглашен порядок обмена рублевых банковских билетов на национальную валюту - тенге. Обмен денежных купюр начался 15 ноября, в течение трех дней рубль и тенге должны были функционировать параллельно. Начиная с 18 ноября 1993 года национальная валюта стала единственным законным платежным средством на территории Казахстана", - рассказал Байназаров.
В процессе обмена из обращения изъяли 950,6 миллиарда наличных рублей за трое суток. Это позволило остановить гиперинфляцию, уровень которой в 1992-1993 годах в Казахстане достигал 5125,3 процента. Уже к концу 1995 года она исчислялась в двухзначных цифрах, а за 1998 год ее уровень составил всего 1,9 процента. Начиная с 1998 года 15 ноября стало профессиональным праздником - Днем национальной валюты - тенге и работников финансовой системы Республики Казахстан.
Доставим самые важные новости в ваш телефон. Нажмите здесь.