РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
24 июня 2009 | 15:51

Российские кредиты не для всех

ПОДЕЛИТЬСЯ

Экономический кризис сильно ударил по благосостоянию независимых государств постсоветского пространства. Растущая инфляция, недостаток денежных ресурсов и бюджетные дефициты привели к существенному ухудшению национальных экономик региона. В результате лидеры этих страны вынуждены обращаться за финансовой поддержкой к внешним источникам. В этом ракурсе Россия выглядит как очень выгодный кредитор, который способен войти в положение бедствующих государств. Но Москва, между тем, вовсе не намерена кредитовать каждого желающего.

Дружественные режимы

Главным индикатором для Москвы в вопросе целесообразности выдачи кредита той или иной стране станет вектор внешней политики, которую ведет потенциальный должник. Власти, придерживающиеся прокремлевских убеждений, будут иметь естественное преимущество перед политическим лидерами, ориентированных на Запад. Последний пример с Молдавией подтверждает этот тезис. Напомним, 22 июня молдавский президент Владимир Воронин приезжал в Москву для обсуждения вопросов развития торгово-экономических отношений между двумя странами. Итогом встречи стало согласие правительства России выделить 500 миллионов долларов на инвестиционные программы Молдавии в области дорожной инфраструктуры и других областей национальной экономики. При этом, первый транш в 150 миллионов долларов Кишинев получит уже в ближайшие два месяца. Для одного из беднейших государств Европы российский кредит стал как бальзам на душу. Большая часть ВВП Молдавии состоит из поступлений граждан страны, работающих за рубежом. Но так как во всех соседних государствах идет повальное сокращение рабочих мест, молдавским мигрантам становится все труднее пересылать денежные переводы своим родственникам на родине. Согласно прогнозам, снижение ВВП Молдавии может составить по итогам 2009 года до девяти процентов. Российский премьер-министр Владимир Путин аргументировал необходимость предоставления кредита тем, что Россия и Молдавия "остаются крупнейшими торгово-экономическими партнерами". Эти же слова можно применить и по отношению к ряду стран Центральной Азии. Например, на фоне теплых отношений Казахстана и России вполне ожидаемым выглядит предоставление кредита Астане в размере трех миллиардов долларов. Эта сумма, помимо развития казахстанских предприятий, будет также направлена на обеспечение экспортных поставок из России. Фактически, кредит поможет и российским предприятиям, производящим экспортную продукцию. Еще раньше, в феврале этого года Россия условилась оказать помощь Армении в размере 500 миллионов долларов. Эти деньги были направлены на стимулирование экономического роста страны, который резко сбавил темпы за последние год. Так, если в период с 2002 по 2007 годы строительный сектор Армении имел рост в 35 процентов, то в 2008 году он вырос всего на 1,7 процента. Тогда же российский министр финансов Алексей Кудрин отметил, что Россия готова поддержать и другие страны СНГ. В частности, Киргизии предлагалось выделить два миллиарда долларов. Столько же могла получить и Белоруссия. Но она предпочла вести более сложную игру.

Белорусский демарш

1 июня на заседании совета министров Союзного государства России и Белоруссии Минск отказался от предоставленного ему кредита. Основанием стало то, что в качестве валюты займа выступал российский рубль, а не доллар, как этого хотел президент Александр Лукашенко. Если более конкретно, то речь шла о втором транше в 500 миллионов долларов кредитной линии на общую сумму 1,5 миллиарда долларов. При этом, первый транш в один миллиард был перечислен Минску еще в ноябре 2008 года. Тогда же Россия согласилась открыть для Белоруссии еще одну кредитную линию в два миллиарда долларов, но в виду демарша белорусских властей предоставление финансовой поддержки оказалось под вопросом. Министр финансов России Кудрин выразил крайнее недоумение в связи с капризами Минска, желающего брать кредит у соседа только в американской валюте. Так как производство Белоруссии в основном нацелено на российского потребителя, то задействование рубля в качестве расчетной единицы выглядит вполне закономерным. Однако белорусское руководство считает, что усиление финансовой зависимости от России является большим злом, чем рост той же зависимости от доллара. Что касается кредита, то окончательного решения по нему еще не принято. Однако, чтобы переговоры по предоставлению второго транша имели продолжение, Россия, по словам Кудрина, должна убедиться "в адекватном поведении белорусского правительства". Лукашенко не оставил данное критическое замечание без ответа, сравнив Кудрина с отморозком. "Не получается в России - не надо кланяться, ныть, плакать, надо искать свое счастье в другой части планеты", - сказал президент Белоруссии, намекнув на возможное изменение курса внешней политики. Несколько дней назад национальный банк страны уже обратился к Международному валютному фонду с просьбой увеличить размеры финансовой помощи на один миллиард долларов в довесок к 2,46 миллиарда долларов, которые Минск выпросил у организации в январе. Но, несмотря на подобные шатания Минска с востока на запад, все же Россия не торопится отказывать соседу в помощи, так как Белоруссия является ее ближайшим союзником.

Цена московской поддержки

Между тем, отдавать деньги, пусть даже и под проценты, государству, которое имеет явно североатлантический уклон, Москва не собирается. С этой политикой в деле столкнулась Украина. Ранее она входила практически во все интеграционные процессы внутри СНГ, но из-за прихода во власть прозападного Виктора Ющенко предпочла сойти с курса сближения с Россией. Неудивительно, что ей было отказано в кредите на пять миллиардов долларов, которые Киев просил на покрытие дефицита бюджета, возникшего вследствие поразившего страну экономического кризиса. По итогам 2009 года величина дефицита может достигнуть 50 миллиардов гривен (более 6,5 миллиарда долларов), что грозит экономической стабильности и платежеспособности страны. Уже сейчас долг национальной компании "Нафтогаз Украины" превысил четыре миллиарда долларов, что может означать скорое ее банкротство и, как следствие, коллапс украинской промышленности в целом. Но близкое к дефолту состояние экономики Украины не мешает ее властям продолжать играть в независимость. Сама Россия также подвержена негативному влиянию глобального кризиса, что означает небескорыстность ее финансовой политики, осуществляемой на территории СНГ. Очевидно, что Москва, раздавая одной рукой кредиты, другой рукой пытается взять на себя часть контроля во внешней политике кредитуемых ею стран. Так, возможно, ей хотелось бы, чтобы Минск признал независимость Южной Осетии и Абхазии, чтобы Астана была надежным партнером в Таможенном союзе, Бишкек не предоставлял свою авиабазу "Манас" американским военнослужащим. Кроме того, не секрет, что российские власти хотели бы видеть свою валюту в качестве региональной резервной единицы, для чего они пытаются перевести товарообороты с соседними странами на рублевые расчеты. Но, вместе с тем, нельзя забывать, что и кредитуемые государства имеют свое влияние на донора. Подобно Белоруссии, они могут угрозами смены внешнеполитического вектора добиться более выгодных условий для себя. Таким образом, российские кредиты имеют еще одну цель - обеспечение собственной безопасности. Правительство Российской Федерации - Официальный сайт Правительство Молдавии - Официальный сайт Правительство Белоруссии - Официальный сайт Правительство Казахстана - Официальный сайт

Экономический кризис сильно ударил по благосостоянию независимых государств постсоветского пространства. Растущая инфляция, недостаток денежных ресурсов и бюджетные дефициты привели к существенному ухудшению национальных экономик региона. В результате лидеры этих страны вынуждены обращаться за финансовой поддержкой к внешним источникам. В этом ракурсе Россия выглядит как очень выгодный кредитор, который способен войти в положение бедствующих государств. Но Москва, между тем, вовсе не намерена кредитовать каждого желающего.

Дружественные режимы

Главным индикатором для Москвы в вопросе целесообразности выдачи кредита той или иной стране станет вектор внешней политики, которую ведет потенциальный должник. Власти, придерживающиеся прокремлевских убеждений, будут иметь естественное преимущество перед политическим лидерами, ориентированных на Запад. Последний пример с Молдавией подтверждает этот тезис. Напомним, 22 июня молдавский президент Владимир Воронин приезжал в Москву для обсуждения вопросов развития торгово-экономических отношений между двумя странами. Итогом встречи стало согласие правительства России выделить 500 миллионов долларов на инвестиционные программы Молдавии в области дорожной инфраструктуры и других областей национальной экономики. При этом, первый транш в 150 миллионов долларов Кишинев получит уже в ближайшие два месяца. Для одного из беднейших государств Европы российский кредит стал как бальзам на душу. Большая часть ВВП Молдавии состоит из поступлений граждан страны, работающих за рубежом. Но так как во всех соседних государствах идет повальное сокращение рабочих мест, молдавским мигрантам становится все труднее пересылать денежные переводы своим родственникам на родине. Согласно прогнозам, снижение ВВП Молдавии может составить по итогам 2009 года до девяти процентов. Российский премьер-министр Владимир Путин аргументировал необходимость предоставления кредита тем, что Россия и Молдавия "остаются крупнейшими торгово-экономическими партнерами". Эти же слова можно применить и по отношению к ряду стран Центральной Азии. Например, на фоне теплых отношений Казахстана и России вполне ожидаемым выглядит предоставление кредита Астане в размере трех миллиардов долларов. Эта сумма, помимо развития казахстанских предприятий, будет также направлена на обеспечение экспортных поставок из России. Фактически, кредит поможет и российским предприятиям, производящим экспортную продукцию. Еще раньше, в феврале этого года Россия условилась оказать помощь Армении в размере 500 миллионов долларов. Эти деньги были направлены на стимулирование экономического роста страны, который резко сбавил темпы за последние год. Так, если в период с 2002 по 2007 годы строительный сектор Армении имел рост в 35 процентов, то в 2008 году он вырос всего на 1,7 процента. Тогда же российский министр финансов Алексей Кудрин отметил, что Россия готова поддержать и другие страны СНГ. В частности, Киргизии предлагалось выделить два миллиарда долларов. Столько же могла получить и Белоруссия. Но она предпочла вести более сложную игру.

Белорусский демарш

1 июня на заседании совета министров Союзного государства России и Белоруссии Минск отказался от предоставленного ему кредита. Основанием стало то, что в качестве валюты займа выступал российский рубль, а не доллар, как этого хотел президент Александр Лукашенко. Если более конкретно, то речь шла о втором транше в 500 миллионов долларов кредитной линии на общую сумму 1,5 миллиарда долларов. При этом, первый транш в один миллиард был перечислен Минску еще в ноябре 2008 года. Тогда же Россия согласилась открыть для Белоруссии еще одну кредитную линию в два миллиарда долларов, но в виду демарша белорусских властей предоставление финансовой поддержки оказалось под вопросом. Министр финансов России Кудрин выразил крайнее недоумение в связи с капризами Минска, желающего брать кредит у соседа только в американской валюте. Так как производство Белоруссии в основном нацелено на российского потребителя, то задействование рубля в качестве расчетной единицы выглядит вполне закономерным. Однако белорусское руководство считает, что усиление финансовой зависимости от России является большим злом, чем рост той же зависимости от доллара. Что касается кредита, то окончательного решения по нему еще не принято. Однако, чтобы переговоры по предоставлению второго транша имели продолжение, Россия, по словам Кудрина, должна убедиться "в адекватном поведении белорусского правительства". Лукашенко не оставил данное критическое замечание без ответа, сравнив Кудрина с отморозком. "Не получается в России - не надо кланяться, ныть, плакать, надо искать свое счастье в другой части планеты", - сказал президент Белоруссии, намекнув на возможное изменение курса внешней политики. Несколько дней назад национальный банк страны уже обратился к Международному валютному фонду с просьбой увеличить размеры финансовой помощи на один миллиард долларов в довесок к 2,46 миллиарда долларов, которые Минск выпросил у организации в январе. Но, несмотря на подобные шатания Минска с востока на запад, все же Россия не торопится отказывать соседу в помощи, так как Белоруссия является ее ближайшим союзником.

Цена московской поддержки

Между тем, отдавать деньги, пусть даже и под проценты, государству, которое имеет явно североатлантический уклон, Москва не собирается. С этой политикой в деле столкнулась Украина. Ранее она входила практически во все интеграционные процессы внутри СНГ, но из-за прихода во власть прозападного Виктора Ющенко предпочла сойти с курса сближения с Россией. Неудивительно, что ей было отказано в кредите на пять миллиардов долларов, которые Киев просил на покрытие дефицита бюджета, возникшего вследствие поразившего страну экономического кризиса. По итогам 2009 года величина дефицита может достигнуть 50 миллиардов гривен (более 6,5 миллиарда долларов), что грозит экономической стабильности и платежеспособности страны. Уже сейчас долг национальной компании "Нафтогаз Украины" превысил четыре миллиарда долларов, что может означать скорое ее банкротство и, как следствие, коллапс украинской промышленности в целом. Но близкое к дефолту состояние экономики Украины не мешает ее властям продолжать играть в независимость. Сама Россия также подвержена негативному влиянию глобального кризиса, что означает небескорыстность ее финансовой политики, осуществляемой на территории СНГ. Очевидно, что Москва, раздавая одной рукой кредиты, другой рукой пытается взять на себя часть контроля во внешней политике кредитуемых ею стран. Так, возможно, ей хотелось бы, чтобы Минск признал независимость Южной Осетии и Абхазии, чтобы Астана была надежным партнером в Таможенном союзе, Бишкек не предоставлял свою авиабазу "Манас" американским военнослужащим. Кроме того, не секрет, что российские власти хотели бы видеть свою валюту в качестве региональной резервной единицы, для чего они пытаются перевести товарообороты с соседними странами на рублевые расчеты. Но, вместе с тем, нельзя забывать, что и кредитуемые государства имеют свое влияние на донора. Подобно Белоруссии, они могут угрозами смены внешнеполитического вектора добиться более выгодных условий для себя. Таким образом, российские кредиты имеют еще одну цель - обеспечение собственной безопасности. Правительство Российской Федерации - Официальный сайт Правительство Молдавии - Официальный сайт Правительство Белоруссии - Официальный сайт Правительство Казахстана - Официальный сайт
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети