На брифинге в СЦК эксперты Казахстанского института стратегических исследований рассказали о первых результатах дорожной карты по вопросам двустороннего экономического сотрудничества Казахстана и Кыргызстана, принятой после разговора Президента РК Нурсултана Назарбаева с главой КР Сооронбаем Жээнбековым, передает корреспондент Tengrinews.kz.
На брифинге в СЦК эксперты Казахстанского института стратегических исследований рассказали о первых результатах дорожной карты по вопросам двустороннего экономического сотрудничества Казахстана и Кыргызстана, принятой после разговора Президента РК Нурсултана Назарбаева с главой КР Сооронбаем Жээнбековым, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Если, к примеру, некоторое время назад на казахстанско-кыргызстанской границе накапливалось около 500 фур, потом снизилось до 200 фур, то на сегодняшнее утро количество фур сократилось до 55, уже идет реализация данной дорожной карты. Нужно отметить, что до тех проблем, которые возникли на казахстанско-кыргызстанской границе, если количество автомашин проходило до 30 в час, то в период проблем на границе оно составляло шесть-семь автомашин. Сейчас вернулся прежний режим, и количество пропускаемых авто уже достигло 20 в час", - сообщила глава отдела социально-политических исследований КИСИ Алуа Жолдыбалина.
В кулуарах после брифинга она пояснила, что с 3 декабря Казахстан вернулся к обычному режиму контроля.
"Сейчас уже дорожная карта предполагает, что кыргызстанская сторона берет на себя ответственность по всем нормам ЕАЭС, которые есть. Это касается даже сертификации товаров, сейчас они (товаропроизводители - прим. автора) будут проходить (сертификацию - прим. автора) частично у казахстанских компаний. Мы же не будем ждать, пока они подготовят все эти нормы. Мы даем шанс. Это не значит, что мы открыли границу и не будем сейчас ничего проверять. Мы будем проверять, но в усиленном режиме - это каждый автотранспорт, а сейчас это, может быть, будет выборочно как-то. И эта проверка выявит, насколько Кыргызстан будет проводить работу (по соблюдению требований ЕАЭС - прим. автора)", - отметила она.
"Есть надежда, что эмоции и ненужная политизация двусторонних отношений подходит к концу и наступает время для возобновления конструктивного сотрудничества. Я бы отметил в целом очень сдержанную и взвешенный подход, который Казахстан продемонстрировал в ходе имевшего место конфликта. Астана не стала жертвовать стратегическим партнерством ради сиюминутных политических целей. Теперь предстоит серьезная работа. Документ содержит 50 мероприятий по комплексному решению актуальных вопросов двустороннего сотрудничества. При этом в дорожной карте предусмотрены 29 системных мер по обеспечению надлежащего контроля на внешних границах ЕАЭС. То есть большая часть вопросов на границе, которые нужно урегулировать носят системный характер Это говорит о том, что требования Казахстана к Кыргызстану были обусловлены не только в связи с риторикой экс-президента, а в целом накопившимися нерешенными проблемами. И последние разногласия только актуализировали их. Конфликт также продемонстрировал имеющиеся проблемы в работе ЕАЭС", - заявил Жумабек Сарабеков, ведущий эксперт ИМЭП.
Напомним, до недавнего времени по всему периметру государственной границы Казахстана был усилен контроль. Пограничной службой Казахстана был усилен досмотр лиц, транспортных средств, грузов и товаров. Как сообщили в МИР РК, проверка показала, что каждое шестое авто из Кыргызстана идет в Казахстан с нарушениями.
30 ноября на полях саммита ОДКБ в Минске Назарбаев и Жээнбеков обсудили перспективы двусторонних отношений, в том числе вопросы по урегулированию ситуации на границе.