Сенат Парламента принял законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности", передает корреспондент Tengrinews.kz.
Сенат Парламента принял законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности", передает корреспондент Tengrinews.kz.
Во время обсуждения документа сенатор, бывший генеральный прокурор республики Рашид Тусупбеков обратил внимание нынешнего генпрокурора Жакипа Асанова на нарушения в работе следственных органов и прокуратуры.
"Из одного миллиона 600 тысяч заведенных уголовных дел 705 тысяч, или 44 процента, органами следствия в последующем прекращены. То есть в отношении огромного количества невиновных граждан и добросовестных предпринимателей органами уголовного преследования были проведены незаконные действия. Это сломанные судьбы сотен наших граждан, разрушение бизнеса. Приведенная статистика свидетельствует о несовершенстве законодательства и сложившейся порочной практике на стадии досудебного расследования. А также о том, что надзирающий прокурор и следственный судья идут на поводу у следователя и, как правило, занимают обвинительный уклон", - заявил Рашид Тусупбеков.
Он также высказался о фактах фальсификации уголовных дел со стороны оперативно-следственных органов.
"Об этом Вы, кстати, сами неоднократно заявляли публично. (…) Каким образом органы прокуратуры намерены реализовать свои конституционные права по осуществлению высшего надзора на досудебной стадии, представлению интересов государства в суде и осуществлению от имени государства уголовного преследования?" - обратился к Жакипу Асанову Рашид Тусупбеков.
Жакип Асанов согласился с экс-генпрокурором, что в работе следственых органов и прокуроров много бюрократии. Говоря об этом, генеральный прокурор привел примеры.
"Много бюрократии, если раньше три-четыре листа заполняли и сразу шли в суд и в суде назначали наказания, сегодня не так. По новому УПК много чего нужно сделать. (...) Как генеральный прокурор, я убедился, что гораздо правильней, если (совершен - прим.) проступок, то напрямую направлять дело в суд. Прокурор, если видит, что там нет состава правонарушения, откажется от обвинения. Все, дальше суда не будет.
Что касается санкций, очень много видов санкций. Тоже очень много хождений. Кстати, электронное уголовное дело, оно снимает эти проблемы и такого понятия не будет, чтобы следователь ходил к прокурору, ждал в приемных и так далее. Все будет цивилизованно через электронное уголовное дело: следователь нажал кнопку, постановление поступило прокурору, прокурор выразил свое мнение, суд видит мнение прокурора. Вся эта процедура должна пройти в течение 24 часов. Если прокурор не согласен с ходатайством о даче санкции следователя, тогда прокурор отменяет постановление следователя, который инициирует эту санкцию", - сказал Жакип Асанов отмечая, какие новшества ожидаются с принятием обсуждаемого законопроекта.
Асанов отметил, что в надзорном органе изучили опыт работы следствия, прокуроров и судей многих зарубежных стран.
"Во многих странах есть четкое деление зоны ответственности следствия, прокурора и суда. Следствие занимается сбором фактических данных, назначает экспертизы, действует гласно либо негласно, тайно, подслушивает и так далее. Так вот, они собирают материалы. Правовую оценку дает прокурор, который эмоционально не заряжен, как следователь, который в процессе сбора материалов - у него уже сложилась черно-белая картина, у него единственная версия, и он делает все, чтобы доказать собственную правоту. Прокурор - у него другие цели. Он отвечает за права человека. Он квалифицирует деяние, в суд направляет обвинительный акт прокурор. В западных странах следствие не допускают до суда, чтобы обвинительный уклон дошел. (...) Предназначение прокуратуры во всех странах одно - быть фильтром между следствием и судом и при этом защищать права человека", - рассказал Жакип Асанов.
Он сообщил, какие выводы были сделаны после изучения зарубежного опыта.
"Все санкции должны быть у суда. Поэтому мы без споров все санкции отдали суду. Хотя десятилетиями прокуратура сопротивлялась, говорила: "Не дам". Сегодня мы отдали все это суду, но теперь следствие не хочет отдавать. А сейчас у нас следствие-дознание собирает все доказательства, само же признает этого человека подозреваемым, составляет обвинительный акт и передает дело прокурору и говорит: "передавай в суд". И в суд идет прокурор, который не знает нюансов этого дела. Поэтом и суды возмущены, потому что прокуроры не успевают дело изучить, потому что десять дней дается, а ведь прокурор выступает от имени государства. И он представляет государственное обвинение. Вот такие проблемы", - выразил мнение генеральный прокурор республики.
Жакип Асанов заверил депутатов верхней палаты Парламента, что данный вопрос будет решаться.
"Будем обсуждать, есть разные мнения. Я думаю, что эти вопросы рано или поздно мы решим. Но мне кажется, что эти реформы очень важны, и этот законопроект - это очень серьезный шаг", - резюмировал Жакип Асанов.
Ранее генеральный прокурор сообщил, что в новой редакции закона предусмотрена норма о сокращении срока задержания подозреваемых с 72 до 48 часов.
Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности" предусматривает изменения и дополнения в УПК РК, в законы РК "Об оперативно-розыскной деятельности", "О прокуратуре". Нормы в законопроекте направлены на повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности, упрощение процедур расследования уголовных дел и обеспечение экономичности уголовного процесса, повышение состязательности уголовного процесса за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов, дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии.