"Причины потери багажа бывают разными. Из-за ошибок в сортировке багажа он может быть загружен на другой рейс - мы называем это "засланный багаж". Но потом его перенаправляют. Операторы заносят информацию в систему поиска багажа, далее общая система покажет, где может быть этот багаж", - отвечает начальник управления по безопасности полетов и контроля качества Международного аэропорта "Нурсултан Назарбаев" Светлана Ерошина на вопрос о возможных причинах потери багажа.
"Причины потери багажа бывают разными. Из-за ошибок в сортировке багажа он может быть загружен на другой рейс - мы называем это "засланный багаж". Но потом его перенаправляют. Операторы заносят информацию в систему поиска багажа, далее общая система покажет, где может быть этот багаж", - отвечает начальник управления по безопасности полетов и контроля качества Международного аэропорта "Нурсултан Назарбаев" Светлана Ерошина на вопрос о возможных причинах потери багажа.
Светлана Ерошина показала корреспондентам Tengrinews.kz весь процесс отправки и приема багажа в столичном аэропорту. Здесь с недавних пор полицейские ЛОВД начали фиксировать на видеорегистраторы процедуры разгрузки сумок и чемоданов с воздушного судна, выгрузки на ленту. То есть все этапы, когда возможен контакт персонала аэропорта с багажом пассажиров. Авиационная транспортная прокуратура настояла на применении сотрудниками ЛОВД видеорегистраторов в погрузочно-разгрузочном процессе и исключении "слепых" зон для систем видеонаблюдения. Факты краж вещей из багажа снизились на 60 процентов.
Самолет узбекских авиалиний прибыл в аэропорт Астаны по расписанию. Воздушное судно устанавливается на место, которое ограничивается красной линией. Это зона обслуживания прибывшего самолета. За красную линию могут заезжать и заходить только те, кто занимается обслуживанием данного судна.
"Для международных рейсов мы определяем эту зону еще как пограничную, там работают пограничники, таможенные службы. Они контролируют, чтобы посторонние люди не имели возможности подойти к борту. Когда прилетает судно, в первую очередь устанавливаются колодки под колеса ВС, ставится телескопический трап для пассажиров. И одновременно с ним устанавливают либо ленточные перегружатели, либо контейнерные. Для небольших судов багаж перевозится в россыпь и его разгрузка из багажников осуществляется вручную грузчиками - на ленту выкладывается отдельно каждая сумка. Если борт большой, то багаж и груз перевозят в специальных средствах пакетирования - в самолетных контейнерах или паллетах (поддон для перевозки грузов)", - поясняет Светлана Ерошина.
Багаж пассажиров, прибывших из Узбекистана, разгружают вручную, с помощью ленточного погрузчика: двое грузчиков выкладывают сумки из самолета на ленту, еще двое перекладывают их в тележки.
За всем процессом наблюдает полицейский линейной службы. Недавно столичный аэропорт закупил видеорегистраторы, которыми обеспечили сотрудников ЛОВД.
"Полицейские используют видеорегистраторы на тех рейсах, где больше всего жалоб от пассажиров. В случае жалобы о вскрытии багажа или его повреждении полицейский ЛОВД может показать пассажиру видеозапись процесса разгрузки багажа в аэропорту и доказать, что если и был факт, то он произошел не в нашем аэропорту, а в аэропорту вылета или транзита. Мы значительно снизили количество таких жалоб. То есть человек, если жалуется, то ему тут же обосновывают, показывают видеозапись. Поэтому факты вскрытия багажа здесь маловероятны", - рассказывает начальник управления по безопасности полетов и контроля качества аэропорта Астаны.
После того как весь багаж погрузили в тележки, за ним приезжает багажный электротрактор.
Водитель увозит тележку с сумками в багажное отделение.
Следуя в багажное отделение, водитель погрузчика видит на электронном табло, к какой из конвеерных лент везти багаж.
Так выглядит огромное помещение, где происходят процессы сортировки, подготовки к отправке и приема прилетевшего багажа пассажиров. В данном случае грузчик разгружает на ленту сумки прилетевших в Астану пассажиров.
Здесь все сумки и чемоданы проходят таможенный контроль - досмотр через рентгенотелевизионную установку. Мы застали момент, когда сотрудник таможенной службы проверял содержимое багажа пассажиров.
Можно сразу догадаться, что привез в Астану владелец этой сумки.
Темные коричневые пятна на экране указывают, что хозяин чемодана положил внутрь что-то из продуктов питания. "Это печенье в сумке", - по своему опыту отмечает сотрудник таможенной службы.
Багаж вылетающих пассажиров досматривается еще и службой авиационной безопасности аэропорта. Проходящий по ленте багаж с опасным содержимым распознается в автоматическом режиме. Система реагирует на подозрительный багаж: тут же загорается синяя лампочка, а сам чемодан автоматически направляется на отдельную ленту для дополнительной проверки.
Некоторые авиакомпании имеют своих грузчиков. Весь остальной багаж сортируют, разгружают с самолета и загружают на борт грузчики столичного аэропорта.
"Любой персонал, который здесь работает, проходит обучение. Чтобы правильно его сортировать, грузить в тележку, выгружать из самолета. Но, с другой стороны, вы понимаете, когда багаж перевозится или загружается в багажные отсеки - он лежит друг на друге. И сумки бывают не всегда прочными. И если на одну сумку поставить еще три сумки сверху, то, естественно, может быть какое-то повреждение", - отмечает Светлана Ерошина.
"Мы обращаем внимание грузчиков, чтобы они аккуратно обращались с багажом. Случаи повреждения возможны. Конечно, есть недисциплинированные грузчики, которые могут кинуть багаж, но у нас везде камеры видеонаблюдения. У нас работа грузчиков всегда под контролем. Наших сортировщиков постоянно проверяют сотрудники ЛОВД с видеорегистраторами, в терминале их контролируют камеры и служба авиационной безопасности - у нас несколько контролей", - рассказывает о правилах погрузки и разгрузки багажа начальник управления.
Такие контейнеры с багажом перевозят, как правило, на больших самолетах. Грузчики наполняют его сумками. Контейнер сразу грузят на борт самолета.
Сейчас в аэропорту тестируют новую систему сканирования багажа. Перед тем как отправить его на борт, оператор с помощью сканера считывает информацию с бирок. Они есть на каждом чемодане или сумке.
"Есть случаи засылки багажа по разным причинам - не на тот рейс отправили, когда много багажа идет одновременно с разных стоек регистрации. Чтобы исключить случаи засылки багажа не на тот рейс, не в ту страну, на каждой бирке багажа есть вот такие штрих-коды. Оператор с помощью сканера может проверить всю информацию о багаже, она уже есть в электронной системе: на какой рейс должен быть укомплектован багаж . Если тут оказался багаж с другого рейса, то сканер обязательно это покажет", - дополнила Светлана Ерошина.
По правилам, прибыв в зону выдачи багажа, пассажир должен получить его в течение 15 минут. В столичном аэропорту отмечают, что иногда этот процесс затягивается.
"Любая авиакомпания, прежде чем начать свою программу рейсов, подает свою заявку в аэропорт и заявляется на тот или иной слот. Слот - это промежуток времени, в который они хотят выполнять полеты. Бывает, что на те или иные слоты претендуют много авиакомпаний. Любой аэропорт - не резиновый. У нас есть определенные ресурсы, как технические, так и человеческие. Мы смотрим, какое количество рейсов можно обслужить в определенное время, и, соответственно, подтверждаем или нет запрашиваемый слот.
"Бывает, что прибытие рейса авиакомпании было задержано по каким-то причинам. В это время в аэропорту может быть пиковая нагрузка, то есть наибольшее число отправлений и посадок воздушных судов. И если авиакомпания попала в пиковую нагрузку, то она обслуживается по принципу: сначала те, кто вовремя прилетел, а потом - другие. Поэтому могут быть вариации с выдачей багажа и обслуживанием пассажиров", - пояснила Светлана Ерошина.
Эти чемоданы по какой-то причине не прибыли в Астану из Москвы вместе с пассажиром. Авиакомпания будет разбираться, почему так произошло. Сотрудники аэропорта поместят багаж в камеру хранения, пока за ним не приедут его владельцы.
"Причины несвоевременного прибытия багажа бывают разными. Из-за ошибок в сортировке багажа он может быть загруженным на другой рейс. Мы называем это "засланным багажом". (...) Бывает человеческий фактор, когда человек ошибается. Также на бирках могут быть похожие буквы. Люди работают в ночное время, ошибка не исключена, хотя есть несколько стадий контроля. Бывает, когда багаж не загружают по ряду причин: короткое время стывки рейсов в трансферном аэропорту. Или, к примеру, если досматривали багаж пассажира, прибывшего незадолго до отправления самолета, и обнаружили что-что подозрительное, его отложили в сторону для дополнительной проверки. А потом не успели загрузить на борт до его отправления. Конечно же, потом этот багаж досылают", - отметила Светлана Ерошина.
Напоследок интересуемся у представителей международного аэропорта Астаны "Нурсултан Назарбаев", часто ли происходят случаи краж вещей из чемоданов и сумок пассажиров.
"Факты краж вещей из багажа обсуждаются в аэропорту. Есть пассажиры, у которых был вскрыт багаж. Но, когда ЛОВД начинает расследовать, большинство случаев показывают, что это не вина аэропорта Астаны. Некоторые случаи остаются под вопросом. Стопроцентно доказать, что это произошло у нас, практически невозможно. Настолько много людей задействовано в системе контроля. Провернуть кражу очень сложно, должна быть целая группировка, чтобы это сделать", - резюмирует Ерошина.