Самые разрушительные лесные пожары за всю историю, коронавирус, кризис в бизнесе и протесты против карантина. Казахстанка, живущая в Австралии, рассказала корреспонденту Tengrinews.kz о том, как изменилась страна за 2020 год.
Самые разрушительные лесные пожары за всю историю, коронавирус, кризис в бизнесе и протесты против карантина. Казахстанка, живущая в Австралии, рассказала корреспонденту Tengrinews.kz о том, как изменилась страна за 2020 год.
Алматинка Сауле Паркер живет в Австралии семь лет. Звучная фамилия ей досталась от мужа Джастина: они поженились в 2013 году и сейчас воспитывают дочерей Майру, Сару и Лауру.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Семья живет в городе Перт - это столица штата Западная Австралия, а также самый удаленный город в мире. До ближайшего крупного города Аделаиды 2700 километров. Несмотря на это, Перт – очень удобный для жизни город, говорит казахстанка.
"Он занимает 14-е место в рейтинге самых удобных городов для жизни. Я не перестаю поражаться продуманности городского планирования, скрупулезному вниманию к деталям, когда в первую очередь учитывается удобство людей.
Жизнь в Австралии интересна по-своему. Здесь красивая и разнообразная природа, интересная флора и фауна. В Перте очень благоприятный климат, долгое лето и короткая и мягкая зима. Снег в этой части страны не выпадает, и мои дети его ни разу не видели. Зато мы живем очень близко от побережья Индийского океана и все лето проводим на пляже.
Забавный факт: в Австралии более 10 тысяч пляжей, и если вы будете посещать по одному каждый день, вам понадобится 27 лет, чтобы увидеть их все", - рассказывает казахстанка.
Фото из личного архива
Австралия - развитое государство с высоким уровнем жизни, который достигается благодаря трудолюбию и усердию жителей, считает Сауле.
"Отсутствие коррупции тоже очень приятный момент. Ну и, конечно, сам демократический строй, верховенство закона, прозрачные процессы – пожалуй, то, ради чего стоило сюда переехать", - делится она.
Фото из личного архива героини
Однако коронавирус не обошел зеленый континент стороной и сильно повлиял на жизни людей.
"В самом начале пандемии людей охватила паника, они ринулись в супермаркеты за продуктами и туалетной бумагой. Чтобы купить муку, приходилось идти в магазин до открытия и занимать очередь. Для покупателей ввели лимиты выдачи продуктов в одни руки. Это напомнило времена талонов в период дефицита в Советском Союзе. Длилось это недолго, примерно месяц. Как только паникеры затарились всем необходимым на год вперед, спрос вновь упал, и все нормализовалось", - вспоминает Сауле.
Фото из личного архива Сауле
В настоящее время ситуация с коронавирусом в стране сильно отличается в разных штатах, каждый из которых имеет свое правительство и принимает собственные меры по обеспечению порядка на своей территории.
"Так, например, Западная Австралия закрыла границы для всех жителей других штатов. Теперь к нам можно попасть только заполнив заявку. Правительство ее рассмотрит и пустит вас, если сочтет, что причина для посещения весомая.
По прибытии в наш штат придется просидеть две недели на карантине в отеле за свой счет. Такое практикуется не во всех штатах.
В Западной Австралии вводили ограничения на дальние путешествия и лимиты на количество человек, собирающихся в одном месте. Но эти ограничения уже давно сняты, так как случаев внутреннего распространения вируса больше нет", - рассказывает Сауле.
Постепенно жизнь в штате Сауле возвращается в прежний ритм: запрещены только музыкальные фестивали и заполнение стадионов во время игр больше, чем наполовину.
"Я заметила, что в большинстве мест теперь стало чище, на входе везде стоят диспенсеры с санитарным гелем, в некоторых магазинах закрыты примерочные, в некоторых фастфудах не работают детские площадки. Но это решение самих компаний", - говорит Сауле.
Фото из личного архива Сауле
Однако не на всем материке обстановка такая спокойная. Сейчас новые случаи коронавируса продолжают выявляться в основном в двух штатах Австралии – Виктории и Новом Южном Уэльсе. Недавно там была вторая волна заболеваемости, говорит Сауле. В Виктории введен строгий карантинный режим, в связи с чем здесь не стихают протесты.
"В штате Виктория сейчас действуют жесткие карантинные меры. Обязательно ношение маски: без нее могут оштрафовать на 200 долларов. Введен комендантский час с восьми вечера до пяти утра, покидать жилище можно только по одной из четырех причин: в магазин за покупками, для занятий спортом, перемещения на работу или домой с работы, уход за иждивенцем.
Чтобы ходить на работу, нужно получить специальное разрешение. Многие компании временно не работают либо перевели всех работников на удаленку.
В Виктории каждый день проходят протесты против жесткого карантина. Жители недовольны и посягательством на их свободу. Каждый день в новостях показывают новые видео арестов людей, отказывающихся соблюдать режим.
Последствием долгого карантина в стране стало увеличение числа психических расстройств - тревоги и депрессии, панических атак и различных фобий", - делится Сауле Паркер.
Фото из личного архива Сауле
Школы в Западной Австралии дети посещают в обычном режиме. Дистанционное обучение длилось совсем недолго, примерно полчетверти. Затем детей вернули в учебные заведения. Однако родителям вход в школы запретили: после уроков учителя выводят детей к выходу и передают мамам и папам из рук в руки.
"А вот в Виктории школы открыты только для тех, чьи родители работают в организациях, поддерживающих жизнь страны - полиции, учебных заведениях, больницах, супермаркетах. Все остальные дети переведены на удаленку", - делится наша соотечественница.
Австралия почти 30 лет показывала положительную динамику роста ВВП. Сауле отмечает, что это был мировой рекорд - таким долгим периодом беспрерывного роста экономики не могло похвастаться ни одно государство мира. Даже во времена кризисов 2001 и 2008 года экономика Австралии продолжала расти.
Но 2020 год все изменил: экономика страны сократилась на семь процентов. И виноват не только коронакризис.
"Ситуация начала ухудшаться еще в первом квартале этого года, когда в результате массивных лесных пожаров индустрия туризма и сопутствующие ей потерпели сильный удар.
Далее пандемия нанесла еще больший урон экономике. Хуже всего пришлось компаниям, работающим в сфере услуг: кафе, ресторанам, салонам красоты, спортзалам, магазинам. Они были вынуждены закрыться. Я читала истории некоторых людей, доход которых резко упал в связи с пандемией. Например, один летчик, пилот Boeing 777 с зарплатой 350 тысяч долларов в год, теперь вынужденно работает в компании друга и получает зарплату в пять раз меньше. Или музыкант, у которого были отменены все концерты, теперь живет на пособие от государства. И таких примеров - сотни тысяч.
Государство постаралось помочь населению, платит пособия тем, кто потерял работу, а также бизнесменам, которые продолжают работать и выплачивать людям зарплаты. Но бюджет не резиновый, и рано или поздно лавочка с поголовными пособиями прикроется, а дыра от них останется. И снова кто-то пострадает", - говорит Сауле.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
У Сауле в Казахстане живет мама, ей уже 72 года. Женщина очень переживала за родительницу. Поэтому за ситуацией с коронавирусом в Казахстане она следила постоянно.
"Каждый день я ей напоминала, что нужно сидеть дома и оставить все дела на потом. К сожалению, среди моих родственников были те, кто не смог преодолеть эту болезнь. От пневмонии скончался мой родной дядя в Алматы, который хоть и был пенсионного возраста, но никогда до этого не имел больших проблем со здоровьем. Очень его жаль.
Мы хотели приехать в Казахстан и всех повидать, но решили пока не рисковать своим здоровьем. Поэтому ждем, когда границы снова откроются и, возможно выпустят хорошую вакцину от этой заразы. Тогда все вернется на круги своя", - заключает Сауле.