В столичном специализированном межрайонном суде по уголовным делам проходит главное судебное разбирательство по делу о хищениях в национальной компании "Астана ЭКСПО-2017", передает корреспондент Tengrinews.kz.
В столичном специализированном межрайонном суде по уголовным делам проходит главное судебное разбирательство по делу о хищениях в национальной компании "Астана ЭКСПО-2017", передает корреспондент Tengrinews.kz.
Старший прокурор управления прокуратуры Астаны Алибек Айтжанов начал зачитывать обвинительное заключение. По делу проходят 23 человека.
Айтжанов напомнил, что распоряжением Президента РК Талгат Ермегияев в 2013 году был назначен председателем АО НК "Астана ЭКСПО-2017".
По его словам, согласно распределению обязанностей и уставу Общества, Ермегияев обладал следующими полномочиями: осуществлять общее руководство Обществом без доверенности в отношении с третьими лицами, осуществлять руководство по разработке и реализации стратегии по развитию Общества, осуществлять управление кадровыми ресурсами Общества, руководить и контролировать работу всего персонала Общества. То есть Ермегияев, являясь лицом, приравненным к лицам уполномоченного выполнения госфункций, решил использовать предоставленные ему полномочия вопреки интересам общества и государства путем совершения преступления в виде взятки и хищения бюджетных денег, выделенных для подготовки международной специализированной выставки EXPO-2017 в Астане.
"Так, осознавая масштабы предстоящей выставки, понимая, что для успешного проведения выставки будут выделены крупные суммы бюджетных денег на разработку ТЭО, ПСД, строительно-монтажные работы объектов выставки, на проведение культурных мероприятий по тематике "Энергия будущего" в Казахстане и другие мероприятия, Ермегияев решил воспользоваться данным обстоятельством. Получив в свое распоряжение денежные средства в особо крупном размере, для чего требовалось соответствующее обоснование, обладая опытом организации, строительства, Ермегияев знал, что таким обоснованием служит ТЭО, которое, согласно правилам разработки и утверждения ТЭО, содержит общую стоимость проекта, для последующей разработки ПСД и финансирования проектных и изыскательных работ. Для реализации своего злого умысла Ермегияев решил воспользоваться разработкой ТЭО с завышенной стоимостью, что позволит осуществить разработку ПСД по завышенной стоимости путем привлечения подконтрольных ему подрядных организаций. Часть денег, перечисленных в общество подрядных организаций на строительство объектов выставки, подлежала хищению путем перечисления ему через подставных юридических лиц на основании заключенных с ними фиктивных договоров субподряда с последующим обналичиванием и присвоением Ермегияевым. При этом Ермегияев знал, что государство для успешного и своевременного поведения выставки планирует внесение изменений и дополнений в законодательные акты РК, позволяющее одновременно разработку ТЭО и ПСД по объектам выставки. Данные обстоятельства он решил охватить в целях совершения преступлений", - сообщил гособвинитель.
Он заявил, что для реализации преступного плана у Ермегияева возник умысел привлечения подконтрольной проектной организации при разработке ТЭО с завышенной стоимостью и получения от представителей проектной организации взятки в особо крупном размере из средств, перечисленных за положительное решение вопроса о заключении договоров. В сентябре 2013 года Ермегияев с целью реализации преступного намерения вступил в предварительный сговор с Туматаевым - директором ТОО "Дирекция строящихся объектов спорта агентства по делам спорта и физической культуры". После Ермегияев поручил Туматаеву привлечь для разработки ТЭО строительства выставки ранее знакомую Ибадильдину, которая уже выполняла строительно-монтажные работы в 2011 году на объектах Азиады в Алматы, где одним из первых руководителей со стороны заказчика являлся Ермегияев.
"В сентябре 2013 года Туматаев, действуя в преступном сговоре с Ермегияевым, предложил Ибадильдиной принять участие в разработке ТЭО и передал ей в качестве обязательных условий незаконные требования Ермегияева о необходимости завышения стоимости строительства выставки и даче взятки Ермегияеву за заключение договора с подконтрольными ей предприятиями. При этом размер, время дачи взятки частями будет определено самим Ермегияевым в ходе исполнения предпроектных работ, по мере осуществления Обществом оплаты. Ибадильдина, являясь фактическим собственником проектной организации ТОО "Ronaltd", где директором значился Ибадильдин, достоверно зная, что обществом на разработку ТЭО предусмотрены затраты в размере около двух миллиардов тенге, и понимая, что законным путем заключение договора невозможно, согласилась на озвученные Туматаевым условия. В сентябре 2013 года Ермегияев, действуя в преступном сговоре с Туматаевым и Ибадильдиной, находясь с ними в кабинете ТОО "Ronaltd", дал незаконные указания директору департамента строительства Общества Усенову организовать заключение договора оказания услуг по разработке ТЭО из одного источника. Сумма ТЭО предусмотрена более одного миллиарда тенге. Усенов, находясь в непосредственном подчинении Ермегияева и желая сохранить свое служебное положение, согласился исполнить его незаконные указания и принял на себя обязательства по организации заключения договора. Ермегияев, действуя по заранее разработанному преступному плану, создавая условия для последующих хищений денежных средств Общества при производстве строительно-монтажных работ, осуществление которых планировалось в 2014-2017 годах, осознавая незаконность своих действий, лично дал указания максимально завысить стоимость строительства в ТЭО различными способами. В том числе с помощью применения повышенных коэффициентов. Усенов, являясь лицом, приравненным к лицам, уполномоченным выполнять госфункции, и осознавая незаконность указаний Ермегияева, выражающихся в лоббировании интересов Ибадильдиной, злоупотребляя должностными полномочиями, предпринял активные действия для создания условий, при которых заключение договора на разработку ТЭО с ТОО "Ronaltd" носило бы законный характер", - сказал прокурор.
"В октябре 2013 года Ибадильдина, действуя по незаконному указанию Усенова, направила коммерческое предложение. В то же время Усенов обратился к директору департамента архитектуры и дизайна Общества Мукашеву. Не посвящая в преступный план, Усенов попросил Мукашева подыскать предприятие, которое могло бы предоставить формальное коммерческое предложение на услуги по разработке ТЭО с ценой заведомо выше, чем предложение ТОО "Ronaltd". Мукашев, находясь в неведении преступного плана Ермегияева и не имея корыстной заинтересованности, попросил своего знакомого директора ТОО "Астанагорпроект" Кенжетаева предоставить коммерческое предложение на услуги по разработке ТЭО с ценой выше, чем предложенная стоимость ТОО "Ronaltd". Кенжетаев, не зная о преступных планах, по просьбе Мукашева составил формальное коммерческое предложение от ТОО "Астанагорпроект", где указал стоимость услуг в размере более 299 миллионов тенге, что заведомо выше предложения ТОО "Ronaltd", и предоставил его в канцелярию общества в октябре 2013 года. В ноябре 2013 года Усенов предоставил менеджеру департамента строительства Молдажановой коммерческие предложения трех предприятий и дал ей незаконные указания составить пояснительную записку с обоснованием выбора ТОО "Ronaltd" как наиболее подходящего поставщика услуг по разработке ТЭО. Продолжая свои преступные действия, Усенов для более убедительного обоснования выбора ТОО "Ronaltd" в качестве разработчика ТЭО дал незаконные указания Молдажановой отразить в пояснительной записке якобы проведенный анализ опыта разработки ТЭО, ПСД указанных предприятий", - пояснил Айтжанов.
"Молдажанова, находясь в прямом подчинении Усенова, составила пояснительную записку, в которой отразила озвученные Усеновым обоснования выбора ТОО "Ronaltd" в качестве наиболее подходящего поставщика по разработке ТЭО в части анализа коммерческих предложений и документов, подтверждающих опыт разработки ТЭО, которая фактически им не приводилась. Далее Молдажанова составила по указанию Усенова, действующего в своих интересах и интересах Ермегияева, заявку в ТОО "Ronaltd" на разработку ТЭО способом из одного источника на сумму более 399 миллионов тенге. Усенов, достоверно зная, что указанные документы являются основанием для заключения договора с ТОО "Ronaltd", интересами которого лавирует Ермегияев, подписал пояснительную записку и заявку, тем самым создав условия для заключения договора с ТОО "Ronaltd", - пояснил он.
"(...) Ермегияев дал незаконные указания Туматаеву сообщить о его требовании о необходимости передать часть взятки в сумме 40 миллионов тенге за положительное решение по вопросу заключения договора с ТОО "Ronaltd", - отметил он.
"Понимая, что взятка будет передаваться Ермегияеву частями и примет периодичный характер в зависимости от осуществления Обществом оплаты в ТОО "Ronaltd" за разработку ТЭО, Ибадильдина нуждалась в четко налаженном механизме обналичивания части денежных средств, поступающих от Общества, для передачи их в качестве взятки Ермегияеву. Отсутствие такой возможности создавало для Ибадильдиной препятствие к совершению преступления, за устранением которого она в Алматы обратилась к директору ТОО Матайбекову, чье предприятие она к тому времени привлекла в качестве субподрядной организации по разработке ТЭО. Посвятив в свои преступные намерения о передаче Ермегияеву взятки, Ибадильдина обратилась к Матайбекову с просьбой организовать обналичивание части денежных средств, поступающих от Общества в ТОО "Ronaltd" в качестве оплаты за разработку ТЭО", - пояснил гособвинитель.
"Матайбеков, осознавая противоправность предложения Ибадильдиной, понимая, что своими действиями он способствует ей в совершении особо тяжкого коррупционного преступления, движимый корыстными мотивами получения прибыли от выполнения субподрядных работ по разработке ТЭО, дал свое согласие на пособничество в даче взятки Ермегияеву и вступил в предварительный преступный сговор в группе лиц с Ибадильдиной. Исполняя отведенную ему роль, Матайбеков в Алматы, не имея собственной возможности обналичивать денежные средства, обратился к своему знакомому Адамбаеву, ранее предлагавшему ему свои услуги в решении данного вопроса, при этом изложил озвученные Ибадильдиной преступные намерения. Адамбаев, имея связи с лицами, занимающимися обналичиванием денежных средств на территории Алматы, осознавая противоправность предложения Матайбекова, понимая, что своими действиями он способствует Ибадильдиной в совершении особо тяжкого коррупционного преступления путем устранения препятствия, движимый корыстными мотивами получения за свои услуги незаконного вознаграждения в размере десяти процентов от обналиченной суммы, дал свое согласие на пособничество в даче взятки Ермегияеву, тем самым вступил в предварительный преступный сговор с Ибадильдиной и Матайбековым, приняв на себя роль пособника", - добавил прокурор.
"В декабре 2013 года в Алматы Адамбаев, действуя с прямым умыслом по предварительному сговору, способствуя совершению Ибадильдиной преступления путем устранения препятствия и предоставления средств его совершения, передал Матайбекову банковские реквизиты ТОО "Компания "Бест-проект", расчетный счет которого находился в филиале АО "БанкЦентрКредит" в Алматы, для перечисления денежных средств, предназначенных для обналичивания и передачи в качестве взятки Ермегияеву. В тот же день Ибадильдина, действуя согласованно с другими соучастниками преступления, дала указание своему сыну, директору ТОО "Ronaltd", Ибадильдину перечислить из средств, поступивших от Общества в качестве предоплаты за разработку ТЭО, на расчетный счет одного из ТОО в филиал АО "Казкоммерцбанк" Алматы по ранее заключенному договору на выполнение услуг по разработке ТЭО на строительство Выставочного комплекса EXPO-2017 денежные средства в размере 40 миллионов тенге", - отметил он.
"В декабре 2014 года Матайбеков по предварительному преступному сговору с Ибадильдиной и Адамбаевым, выполняя роль пособника, незаконно перечислил с расчетного счета ТОО на расчетный счет ТОО "Компания "Бест-проект" в филиале АО "БанкЦентрКредит" Алматы денежные средства в размере 40 миллионов тенге. С целью придания указанной банковской операции легитимного характера Матайбеков, осознавая противоправность совершенной им сделки, подписал предоставленные Адамбаевым фиктивные договор счет-фактуру и акт выполненных работ, согласно которым ТОО "Компания "Бест-проект" якобы оказало услуги по разработке ТЭО. Действуя в соответствии с разработанным преступным планом, Адамбаев организовал перевод денежных средств со счета ТОО "Компания "Бест-проект" на расчетный счет ТОО "Фрилансер" в филиале АО "БанкЦентрКредит", откуда они были обналичены и переданы Адамбаеву. Последний, достоверно зная, что данные средства предназначены в качестве взятки для Ермегияева, действуя единым преступным умыслом с Матайбековым и Ибадильдиной и способствуя этому, в тех же числах декабря 2014 года передал Матайбекову 36 миллионов тенге. Матайбеков, осознавая, что способствует Ибадильдиной в даче взятки Ермегияеву, передал ей в своем офисе денежные средства в размере 36 миллионов тенге. Ибадильдина, дополнительно добавив четыре миллиона тенге из личных средств, передала на улице Достык в Алматы Ермегияеву часть взятки в размере 40 миллионов тенге через доверенное лицо последнего за положительное решение вопроса о заключении договора на разработку ТЭО с ТОО "Ronaltd", - заявил Айтжанов.
По его словам, в 20-х числах декабря 2013 года Ермегияев с целью получения от Ибадильдиной взятки в особо крупном размере, продолжая использовать Туматаева в качестве пособника своих преступных действий, дал ему указание сообщить Ибадильдиной свое требование о передаче очередной части взятки.
"Туматаев, действуя по предварительной договоренности с Ермегияевым, выполняя отведенную ему роль пособника и устраняя препятствие к получению взятки, потребовал в Алматы от Ибадильдиной очередную часть взятки для Ермегияева в размере 100 миллионов тенге за перечисление денежных средств по договору. Ибадильдина, выполняя условия предварительной договоренности с Туматаевым и Ермегияевым о даче взятки последнему, опасаясь, что в случае невыполнения требования Ермегияева дальнейшее финансирование по договору будет прекращено, подтвердила готовность его исполнить. После чего Обществом на основании акта оказанных услуг, подписанного Ермегияевым, на счет ТОО "Ronaltd" перечислено более 200 миллионов тенге. (...) В конце декабря 2013 года по указанию Ибадильдиной со счета ТОО "Ronaltd" на счет ТОО в АО "Казкоммерцбанк" поступило 120 миллионов тенге за якобы проведенные работы по разработке ТЭО. По предварительной преступной договоренности Матайбекова с Адамбаевым эта сумма перечислена на счет ТОО "ПромСтройКонсалтинг", реквизиты которого были заранее умышленно предоставлены Адамбаевым. (...) Тем самым Матайбеков и Адамбаев способствовали Ибадильдиной в достижении преступной цели путем предоставления средств совершения преступления. (...) В то же время Адамбаев, осознавая, что эти средства предназначены в качестве взятки для Ермегияева, действуя в группе лиц по предварительному сговору с Матайбековым и Ибадильдиной, передал в Алматы Матайбекову средства в сумме 117 миллионов тенге. Ибадильдина, осознавая незаконность своих действий, встретилась по предварительной договоренности с Туматаевым в Алматы и передала ему очередную часть взятки для Ермегияева в сумме 100 миллионов тенге за положительное решение вопроса о заключении договора на разработку ТЭО с ТОО "Ronaltd". Туматаев, являясь пособником в получении Ермегияевым взятки, передал последнему полученные от Ибадильдиной денежные средства, тем самым устранил препятствие к совершению преступления и создал возможность получения Ермегияевым взятки без личного контакта с Ибадильдиной. Одновременно Ермегияев, четко следуя разработанному преступному плану, продолжая создавать условия для последующего хищения вверенных бюджетных денежных средств Общества путем присвоения при производстве строительно-монтажных работ объектов выставки, в начале января 2014 года пригласил в свой кабинет Ибадильдину, где повторил свои незаконные требования о завышении проектной стоимости ТЭО. В свою очередь Ибадильдина, желая убедиться, что Ермегияев получил ранее переданные ею через Туматаева и доверенное лицо Ермегияева части взятки, осведомилась у него об этом, на что получила положительное подтверждение Ермегияева", - пояснил он.
Ермегияев с оглашенными обвинениями не согласился.
18 марта в Астане начались судебные разбирательства по уголовному делу о миллиардных хищениях в нацкомпании "Астана ЭКСПО-2017". Участникам процесса предстоит изучить более 500 томов дела.
Талгат Ермегияев подозревается в совершении преступления по части 5 статьи 311, пункту "б" части 4 статьи 176 УК РК (в редакции от 16.07.1997), по пункту 2 части 4 статьи 189 УК РК - "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества".