Политолог Уразгали Сельтеев дал оценку прошедшему в Актау саммиту прикаспийских государств, передает Tengrinews.kz.
Политолог Уразгали Сельтеев дал оценку прошедшему в Актау саммиту прикаспийских государств, передает Tengrinews.kz.
Он отметил, что саммит прошел без каких-либо неожиданностей, дополнений в проект Конвенции не последовало. "Именно в этом ключе были небольшие опасения, что могли появиться новые правки. Но сомнения в том, что соглашение будет подписано, были минимальными. Текст и все пункты заблаговременно согласованы. Внешнеполитические ведомства провели длительную и выверенную работу с учетом интересов всех пяти государств. В целом особый правовой статус Каспия устраивает все стороны, поэтому Актауская встреча носила, скорее, церемониальный характер", - отметил политолог.
Сельтеев добавил, что лидеры государств в своих выступлениях подчеркнули приверженность обозначенным ранее позициям. Судя по выдвинутым предложениям, наблюдается готовность к дальнейшему конструктивному сотрудничеству по базовому спектру каспийских вопросов и поиску взаимоприемлемых решений.
"При этом с имиджевой точки зрения, конечно, для нас важно, что очередное международное соглашение такого рода подписано на полях Казахстана.
Есть мнение, что если рассуждать сугубо с позиции Казахстана, то для нас Конвенция носила формальный характер и стратегической роли не имела. Поскольку все вопросы по Каспию мы решили в двустороннем порядке. Однако для нас имеет значение, что Конвенция, по сути, утвердила статус-кво. То есть по тем участкам Каспия, которые мы считаем своими и работаем на них, в частности по недропользованию, получено пятистороннее юридическое подтверждение", - подчеркнул эксперт.
При этом политолог назвал принципиальные для каждой из пяти стран вопросы.
"Для России и Ирана принципиальным и главным было положение о невозможности присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав. То есть Тегеран и Москва с учетом усложняющейся геополитической обстановки нивелировали этот фактор, зафиксировали свои позиции в регионе с точки зрения безопасности, получив юридические гарантии", - подчеркнул Сельтеев.
Что касается Туркменистана и Азербайджана, то для них основная, но все-таки призрачная выгода заключена в закреплении статьи 14 о возможности прокладки подводных трубопроводов. "Речь идет, прежде всего, о Транскаспийском газопроводе, который может стать частью Южного газового коридора. Не вдаваясь в подробности предыдущего хода событий, надо сказать, что это противоречит экономическим интересам России, поскольку для Москвы данное направление является потенциально конкурентным в вопросах газоснабжения Европы. А само строительство Транскаспийского газопровода может тормозиться под предлогом соблюдения экологических стандартов и требований. Дополнительные юридические акты и нормы позволяют создавать препятствующие условия. Поэтому его судьба неоднозначна, проект всегда имеет риски оказаться в подвешенном состоянии", - заметил политолог.
Фото Бауыржан Жуасбаев
"В любом случае главный итог саммита заключен в том, что теперь базовые коллективные правила игры на Каспии закреплены пятью печатями", - заключил Уразгали Сельтеев.