РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
29 марта 2019 | 15:55

Как понять, что ребенок готов идти в школу? Советы психолога

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©Турар Казангапов Фото ©Турар Казангапов

Готов ли ребенок к школе или стоит подождать еще год? Таким вопросом задаются многие родители, когда приходит пора отдавать своих чад в первый класс. Сейчас в школу принимаются дети начиная с 5,5 - 6 лет. Однако у родителей есть возможность отложить поход в школу еще на год. Педагоги и специалисты считают, что нужно учитывать психологическую готовность ребенка, а не только его возраст. О том, на что обращают внимание школьные психологи, как и когда стоит начинать готовить детей к началу школьной жизни - в материале Tengrinews.kz.


Готов ли ребенок к школе или стоит подождать еще год? Таким вопросом задаются многие родители, когда приходит пора отдавать своих чад в первый класс. Сейчас в школу принимаются дети начиная с 5,5 - 6 лет. Однако у родителей есть возможность отложить поход в школу еще на год. Педагоги и специалисты считают, что нужно учитывать психологическую готовность ребенка, а не только его возраст. О том, на что обращают внимание школьные психологи, как и когда стоит начинать готовить детей к началу школьной жизни - в материале Tengrinews.kz.

Дети принимаются в общеобразовательные школы без тестов и экзаменов. Однако родители при желании могут обратиться к школьным психологам, чтобы проверить, готов ли их ребенок к школе, какие направления ему ближе (для выбора кружков и секций) и на каком языке ему лучше обучаться.

Как психологи определяют готовность ребенка к школе

По словам психолога отдела психологической службы "Астана Дарыны" Майры Кунанбаевой, при приеме в первый класс специалисты обращают внимание на несколько основных показателей.

"Мы смотрим, насколько ребенок готов социально и психологически. Самое первое, на что я лично обращаю внимание, это мотивация ребенка. Ему задается вопрос, хочет ли он учиться в школе. Бывает, что родители или старшие дети в семье запугивают ребенка: "Вот пойдешь в школу, там учительница будет тебя воспитывать". Или братья и сестры говорят, что в школе заставляют зубрить. Этого делать ни в коем случае нельзя. Родителям надо подготовить ребенка, чтобы у ребенка было желание. То есть рассказывать о том, что в школе интересно. Там он найдет ответы на все вопросы. Настроить его позитивно. При этом нужно говорить правду, быть объективным", - рассказала Майра Кунанбаева.

Еще один важный момент: у ребенка должно быть развито произвольное внимание, чтобы он мог хотя бы десять минут усидеть на месте. "Если у него высокая отвлекаемость и он не может сосредоточиться, то знания пройдут впустую. Еще мы обращаем внимание, насколько развита самостоятельность. Если у него этого нет, это значит, что ребенок просто не готов к обучению в школе", - добавила она.

"Затем мы проверяем его память и осведомленность. К примеру, он должен знать свои имя и фамилию, домашний адрес, иметь простейшие математические знания. У него должна быть развита моторика, чтобы он умел держать ручку или карандаш. Если этого нет, то учитель будет все свое время уделять тому, чтобы научить ребенка держать ручку. Это все вкупе определяет его готовность к школе", - пояснила психолог.

Кроме того, ребенок должен уметь пересказывать или рассказывать по картинке. Проверяется его память, мышление и воображение. Ему дают несколько картинок и проверяют, сможет ли он выстроить сюжет, чтобы узнать, насколько развита логика.

В школу с 6 лет. О чем нужно знать родителям первоклассников


Иллюстративное фото: pixabay.com

Когда лучше начинать подготовку к школе

Начинать готовить ребенка психологически к школе лучше с пяти лет.

"С пяти лет у ребенка должна формироваться мотивация. Это очень важно. Если мы детей с пяти с половиной лет принимаем в школу, то за год до этого должна формироваться учебная мотивация. Учебная мотивация - это результат, а в базе сидит сначала развитие познавательных процессов, мотивов и желания ребенка, его самостоятельность", - также объяснила специалист.

"Дети приходят сейчас в школу, и ребенок во втором классе не умеет завязывать шнурки. Проблема в том, что у детей не развиты даже навыки самообслуживания. С этим мы сталкиваемся сплошь и рядом", - утверждает специалист.

"Очень часто родители начинают претензии предъявлять: "Вы не хотите нашего ребенка брать". Он 5-летний придет - умеет читать, считать до 100, но у него нет еще произвольности внимания и мотивации. Ему еще играть целый год, чтобы у него сформировались познавательная деятельность, навыки. А родители хотят, чтобы он пораньше пошел в школу. Его приведут такого в школу, где он не сможет адаптироваться, будет спать на уроках. У него такое отвращение к школе будет. В первом классе отметки не ставят, но ребенку испортят желание учиться, и он начнет с неуспеваемости", - заметила Кунанбаева.

Вопросы, которые могут задать первокласснику

Основное, что должны сделать родители, это научить ребенка думать, искать разные пути и варианты решения вопросов, быть коммуникабельным, отзывчивым и внимательным, иметь хорошее воображение и память, быть ответственным и самодисциплинированным. Конечно, что сразу все эти качества не проявятся в ребенке, но он хотя бы должен иметь представление о них.

Родители должны научить ребенка:

1. Знать свои ФИО, дату рождения и возраст.

2. Знать собственный домашний адрес и название своего родного города, его основные достопримечательности.

3. Знать ФИО родителей, их должности и профессии, имена сестер, братьев и короткую информацию о них.

4. Знать времена суток, времена года - их последовательность, месяцы, основные характеристики каждого времени года.

5. Знать и уметь определять обобщающие понятия: птицы, звери, насекомые, мебель, одежда, транспорт, посуда, фрукты, овощи.

6. Уметь пересказывать сказки, знать великих писателей и поэтов своей страны.

7. Различать, точно называть геометрические фигуры - квадрат, овал, круг, прямоугольник.

8. Уметь ориентироваться в пространстве, то есть знать, где левая сторона, а где правая.

9. Уметь пересказывать несложные рассказы, сохраняя основной сюжет и последовательность.

10. Уметь описывать картинки, так чтобы сложить все сказанное в связный текст.

11. Уметь владеть ножницами: вырезать квадраты, круги, полоски, треугольники, прямоугольники, овалы, вырезать предметы по контуру.

12. Хорошо владеть карандашом и ручкой: проводить горизонтальные и вертикальные линии без помощи линейки, рисовать простые геометрические формы.

13. Уметь свободно считать до 10 и в обратном порядке, уметь выполнять простые счетные операции (+, - в пределах 10).


Фото ©Турар Казангапов

В какой класс отдать ребенка - в русский или казахский

По словам психолога, среди родителей популярным остается вопрос, на каком языке все-таки ребенку обучаться. "Ко мне часто обращаются: "Мы дома говорим на русском, он ходит в казахскоязычный детский сад. В какую школу нам его отправлять? Здесь проблема родного языка. Что такое родной язык - это язык, на котором ребенок думает и говорит. Если мама с ребенком говорит на русском языке, его родной - русский. Потому что он через этот язык начал думать. Если, например, его мама на работе, а бабушка, которая его воспитывала, говорит с ним на казахском, его родной язык - казахский. До двух-трех лет на каком языке с ним говорили - это его базовый язык. На этом языке он думает и потом начинает осваивать внешний мир. Я бы посоветовала сначала выяснить, какой язык ему понятней", - объяснила специалист.

По ее словам, если ребенок ходил в русскоязычный детский сад, отдавать после этого в казахскоязычный класс нежелательно. "Естественно, у него такой стресс, и успеваемость падает. Ему очень трудно учиться. Я понимаю патриотизм родителей, но зачем мучить ребенка? Хотя бы год поводите его в казахский центр, чтобы научился языку. И ему было не очень сложно адаптироваться", - заключила Майра Кунанбаева.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети