Почему одни страны богатые, а другие бедные? Вопросом задавался каждый. Обобщенный ответ на него в одноименной книге, вышедшей в 2012 году, дали американские экономисты Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон.
Почему одни страны богатые, а другие бедные? Вопросом задавался каждый. Обобщенный ответ на него в одноименной книге, вышедшей в 2012 году, дали американские экономисты Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон.
Главный вывод, сделанный авторами по итогам многолетних исследований, заключается в том, что успех государств напрямую зависит от того, на какие политические и экономические институты они опираются.
Аджемоглу и Робинсон выделяют два типа институтов: экстрактивные и инклюзивные.
Первые ориентируются на интересы немногочисленной верхушки и фактически исключают большинство из процесса принятия решений государственной важности. Закономерным в этом случае является давление на права и свободы граждан.
Вторые же, напротив, ориентированы на максимальное вовлечение граждан в политическую и общественную жизнь в общих интересах. К таковым относится не только многопартийный парламент, но и, например, механизмы, обеспечивающие сменяемость власти.
Разумеется, государство не может опираться только на экстрактивные или только на инклюзивные институты. Но примеры, приведенные авторами книги, весьма красноречивы: движение в сторону инклюзивных институтов обеспечивает устойчивое развитие, в то время как приоритет экстрактивных институтов отбрасывает государство назад.
Ярчайшим из рассмотренных Аджемоглу и Робинсоном примеров можно считать успехи в развитии стран Корейского полуострова, до окончания войны в 1953 году составлявших единое государство.
Южная Корея, находившаяся в худших стартовых позициях, в настоящее время не только является одним из мировых экономических лидеров, но и ведет активную глобальную культурную экспансию благодаря поп-музыке, сериалам и кино. При этом инклюзивность по-южнокорейски отнюдь не тождественна вседозволенности: например, именно Южная Корея стала первой страной мира, закрепившей в законодательстве интернет-цензуру.
Об истинном состоянии дел в Северной Корее известно не так много из-за информационной закрытости страны (в том числе из-за отсутствия общедоступного интернета), а ее достижения, удостаивающиеся внимания мировой общественности, как правило, связаны либо с ее лидерами, либо с ядерным оружием. Но общая картина очевидна: с точки зрения экономического развития КНДР безнадежно отстала от южных соседей.
Казахстан в последние годы провел целый ряд важных реформ по укреплению инклюзивных институтов. Особенным в этом отношении стал 2022 год: утвержденная на общенациональном референдуме конституционная реформа исключила зависимость государственной системы от конкретных персон и ограничила президентские полномочия одним семилетним сроком без возможности переизбрания. Эти изменения открыли масштабные перспективы для новых политических деятелей, желающих занять президентский пост.
Но останавливаться на достигнутом недопустимо. Старший партнер CSI Олжас Худайбергенов выделяет три ключевых аспекта дальнейших преобразований, работающих на повышение инклюзивности: справедливое распределение доходов; пересмотр взаимоотношений государства, бизнеса и населения; равномерное развитие регионов.
Эти и другие реформы будут обсуждаться в рамках Форума стратегических инициатив 2022, который пройдет 16 ноября в Астане. Специальными гостями форума станут соавтор книги "Почему одни страны богатые, а другие бедные?" Джеймс Робинсон и автор бестселлеров "Черный лебедь" и "Антихрупкость" Нассим Талеб (онлайн).
Программа форума и регистрация доступны на сайте forum.csi.kz.