Площадь посевов опиумного мака в Афганистане за последние 5 лет увеличилась на 16 тысяч гектаров, об этом заявил первый заместитель генерального прокурора Казахстана Иоган Меркель. При этом он не смог назвать точную цифру наркотрафика, проходящего из Афганистана через Казахстан, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Площадь посевов опиумного мака в Афганистане за последние 5 лет увеличилась на 16 тысяч гектаров, об этом заявил первый заместитель генерального прокурора Казахстана Иоган Меркель. При этом он не смог назвать точную цифру наркотрафика, проходящего из Афганистана через Казахстан, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
"Не берусь назвать цифру, которая бы реально отражала объем всего наркотика, проходящего по этому маршруту (северный маршрут - Прим.автора), поскольку эта преступность, как вы сами понимаете, носит достаточно развитый латентный характер. Ситуация в Афганистане, связанная с увеличением площадей посевов опиумного мака за последние 5 лет со 193 тысяч гектаров до 209 тысяч гектаров, полагаю, не дает нам возможности и основания рассчитывать на разрешение этой проблемы без нашего активного вмешательства в этот процесс", - сказал Меркель, выступая на семинаре, посвященном укреплению сети прокуроров и центральных органов по взаимной правовой помощи из стран происхождения, транзита и назначения, расположенных вдоль основных северных маршрутов наркотрафика из Афганистана.
Как отметил Меркель, по данным управления ООН, деятельность организованных преступных групп и группировок по использованию территории наших государств в качестве транзитного коридора для афганского наркотика постоянно активизируется. Этому способствует наличие развитых транспортных, трансконтинентальных, наземных путей сообщения, воздушных трасс. При этом он сообщил, что способы перевозки наркотиков различные: в вещах, тайниках транспорта, продуктах питания, в организме человека, причем последний способ перевозки сегодня пользуется особой популярностью.
Первый заместитель генпрокурора также сообщил, что только по официальным данным, количество выявленных фактов контрабанды наркотиков в Казахстане за последние 3 года выросло почти на 12 процентов.
"Соглашусь с мнением наших российских коллег о том, что афганское наркопроизводство сегодня находится на острие мировой повестки. Как показывает нынешняя ситуация, мировое сообщество пока не способно решить саму проблему в Афганистане. Сегодня требуется углубленный анализ, именно мы должны создать реальные заслоны, чтобы сделать существующий маршрут крайне проблематичным, невыгодным, а со временем добиться его полной ликвидации", - сказал Иоган Меркель.
При этом он отметил, что для решения этой проблемы необходимо, чтобы в работе по противодействию наркотрафика принимали участие все государства, которые вовлечены в северный транзитный маршрут.
Между тем сотрудник регионального представительства Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) в Центральной Азии Ольга Зудова попыталась привести приблизительные цифры наркотрафика, который проходит через Центральную Азию. "Примерно 25,3 процента проходит через Центральную Азию - это примерно 95 тонн; 28 процентов через Иран; 40 процентов через Пакистан и 6-7 через другие страны, включая не только страны балканского маршрута, но и Китай", - сказала Зудова, при этом отметив, что эти данные примерные, и "никто точно не знает на самом деле".
Она отметила, что в 2013 году был зафиксирован значительный рост производства опиумных наркотиков в Афганистане. По ее словам, по-прежнему Афганистан остается страной, где производится основное количество опиатов, "хотя сейчас стали вырываться в лидеры" по производству этого наркотика Лаос и Мьянма. Она также попыталась предоставить данные о том, сколько процентов задерживается из тех наркотиков, которые проходят через центрально-азиатский регион.
"Если говорить сколько процентов из того, что проходит на самом деле задерживается, опять никто точно этого не знает, но принято считать, что где-то в мире примерно 5 процентов из того, что проходит, задерживается. Наши специалисты подсчитали: в Центральной Азии в 2013 году примерно 2 процента героина и 5-6 процентов опия было задержано из того, что на самом деле прошло через эти территории, в среднем - 3,8 процента. То есть можно представить в каком количестве наркотики на самом деле доходят до своих потребителей", - сказала она.
Кроме того, Зудова привела и цены на героин в разных странах: "Если брать 70 процентов чистоты героин, то 1 килограмм в Афганистане стоит 3 тысячи долларов, в Казахстане это уже 10 тысяч, в Российской Федерации - 22 тысячи. В Северной Европе, я думаю, эта цифра еще в 2, а то и больше раз выше, чем в России", - отметила она.
Она также рассказала о трафике прекурсоров. "Для того, чтобы изготовить героин из опия необходимы химические прекурсоры, включая уксусный ангидрид. Наши специалисты подсчитали, что примерно потребовалось в 2013 году 630 тонн уксусного ангидрида, чтобы произвести в Афганистане 421 тонну героина, и для всего этого потребовалось 7 тысяч тонн химических прекурсоров. Хотя существует запрет на законный ввоз уксусного ангидрида в Афганистан", - рассказала она, добавив, что легальная цена уксусного ангидрида за литр - 1 доллар. В то же время она добавила, что в Центральной Азии очень мало изымается прекурсоров, в основном изъятия идут в других странах.