Перевозчики Алматы отказываются убирать из автобусов нелегалов-кондукторов
20 марта депутаты маслихата Алматы дали месячный срок автопаркам, чтобы они либо убрали кондукторов из автобусов, либо заключили с ними трудовые договоры. Однако 20 апреля в автобусах города продолжают находиться люди, выполняющие функции кондуктора и не имеющие договоров с автопарками, передает корреспондент Tengrinews.kz.
20 марта депутаты маслихата Алматы дали месячный срок автопаркам, чтобы они либо убрали кондукторов из автобусов, либо заключили с ними трудовые договоры. Однако 20 апреля в автобусах города продолжают находиться люди, выполняющие функции кондуктора и не имеющие договоров с автопарками, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В ОЮЛ "Ассоциация предприятий пассажирских перевозок города Алматы" сообщили, что автопарки не могут отказаться от кондукторов, поскольку без них падает доход, а официально трудоустроить их не могут - нет денег.
"Нам необходимо усилить работу контрольно-ревизионной службы (КРС). Сегодня мы завершаем обсуждать принцип работы с Транспортным холдингом. В понедельник у нас пройдет совещание по усилению работы КРС. Если начнет КРС хорошо работать, мы обойдемся без кондукторов. Решения пока нет. Сейчас кондукторы есть, но не официальные. Если кондукторов убрать, то доходности у нас не будет. Мы даже автобусы не сможем на линию выпустить", - пояснил президент ОЮЛ "Ассоциация предприятий пассажирских перевозок города Алматы" Сабит Аманбаев.
По словам Сабита Аманбаева, власти Алматы не хотят включать в субсидии расходы перевозчиков на кондукторов. Объясняют это тем, что электронная система билетирования изначально подразумевала самообслуживание пассажиров. По его мнению, усиление КРС не поможет вывести сферу общественного транспорта из тени на 100 процентов, потому что нет постоянного контроля в салоне автобуса.
Баурджан Кулишев, директор алматинского филиала ТОО "Green Bus Company", которое обслуживает больше половины маршрутов города, считает, что в первую очередь проблема в существующем законодательстве. То есть, по его словам, сейчас КРС не может самостоятельно привлечь к ответственности "зайцев", вынуждена вызывать полицейских, а если пассажир при них оплатит проезд, то вовсе не может наказать.
"Если я уберу кондукторов, то у меня упадет доход. Сейчас мы решаем, как их оформить. Скорее всего, возьмем их на минимальную зарплату. КРС не справится. Во всем мире, где КРС работает, есть штраф за безбилетный проезд, а у нас - нет. Есть административный штраф за отказ пассажира оплачивать проезд. Например, когда у пассажира требуешь оплату проезда, если он оплатит, то претензий к нему предъявить не можем. В случае только когда он совсем отказывается оплачивать, мы можем привлечь полицейских", - сказал Баурджан Кулишев.
В свою очередь, Сабит Аманбаев не согласен с Баурджаном Кулишевым. Он считает, что необходимо установить зарплату кондукторам в размере 150 тысяч тенге.
"Я не могу сказать, что это неправильно, кого мы обманываем? Установил минимальный, значит, установил стимул, чтобы лез в кассу. За 25 тысяч тенге никто не пойдет работать, остальные 125 тысяч кондуктор заберет из кассы. Должна быть полная прозрачность. Мы должны платить 150 тысяч тенге кондукторам, тогда нет стимула быть оштрафованным или уволенным и он будет держаться за эту работу, показывать весь пассажиропоток. В итоге вырастет доходность и меньше нужно будет финансировать из бюджета. Если маршрут субсидируется, то можно принять кондукторов. Но пока мы не получаем полные субсидии. Пока говорим в теории. Нам говорят о 26 миллиардах тенге субсидий, а вчера сказали 6,9 миллиарда тенге", - отметил он.
На остановке "Саяхат" кондукторы выходят на улицу и кричат: "Прямо по Ташкентской, Алтын Орда!"
В Каскеленском автобусном парке считают, что КРС сейчас не справляется с выявлением безбилетных пассажиров.
"Водители должны отвечать за руль, а не отчитываться перед контролером. Контролер имеет право только проверить оплату в салоне, а не останавливать автобус. У нас на практике водителей везут в РУВД. В данный момент водитель отвечает за оплату проезда. Частично начинаем оформлять кондукторов. Пока я не плачу кондукторам, они сами договариваются с водителями. Водители своих родственников зовут на помощь, чтобы транзакции обеспечить. У нас менталитет людей - лишь бы не заплатить, убежать. Я не собираюсь платить деньги кондукторам", - рассказал заместитель директора Каскеленского автопарка Асланбек Садыркулов.
Депутат маслихата Алматы Роза Бадаева сообщила, что еще не получила ответ от инспекции труда на ее запрос о нелегальных кондукторах.
20 марта депутаты маслихата Алматы дали месяц автопаркам на легализацию кондукторов, то есть до 20 апреля они должны быть официально оформлены или вовсе исчезнуть.
28 марта депутаты маслихата Алматы проехались на автобусе и лично убедились в наличии нелегальных кондукторов.
13 апреля Сабит Аманбаев сообщал, что для трудоустройства кондукторов перевозчикам необходимо семь миллиардов тенге. По его мнению, эффективнее наладить работу контролеров.
28 февраля сообщалось, что управление государственной инспекции труда и миграции Алматы предупредило городские автопарки о наказаниях за работу кондукторов без трудовых договоров. По их данным, у десяти перевозчиков в штате отсутствует позиция "кондуктор".