Совет Безопасности будет находиться если не выше, то как минимум на одном уровне с Администрацией Президента в том, что касается влияния на процесс принятия политико-управленческих решений. Такое мнение высказал ведущий эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Уразгали Сельтеев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Совет Безопасности будет находиться если не выше, то как минимум на одном уровне с Администрацией Президента в том, что касается влияния на процесс принятия политико-управленческих решений. Такое мнение высказал ведущий эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Уразгали Сельтеев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По словам политолога, прошедшее заседание Совбеза можно в определенной степени считать знаковым на фоне принятия соответствующего закона Сенатом Парламента (Сенат Парламента Казахстана принял законопроект, закрепляющий за Первым Президентом право пожизненно возглавлять Совет Безопасности). Совбез и Администрация Президента станут некой связкой, или даже можно говорить о том, что будет иметь место тандемная работа двух структур, считает эксперт.
"Здесь надо четко понимать, что если АП - это больше центральный орган, курирующий непосредственную реализацию президентских задач и контроль за исполнением поручений, то аппарат СБ будет ориентирован на выработку стратегических приоритетов по внутренней и внешней политике страны, корректировку этого курса в зависимости от меняющихся вызовов. То есть на Совбез возлагается больше аналитическая работа. При этом предстоит в разы повысить качество аналитики, оценки рисков, прогнозной составляющей. Речь идет о разработке конкретных предложений, которые будут преобразовываться в порученческую оболочку. Это принципиальный и ключевой аспект предстоящей работы СБ", - делится мыслями Сельтеев.
Он отметил, что, как видно из анонса последнего заседания Совбеза, на текущем этапе приоритетом являются вопросы социального развития, в частности решение проблем cамозанятых, молодежи, сектора МСБ. Таким образом, возрастает роль заседаний СБ как механизма, где обозначается актуальная повестка не только внешнеполитического, но и внутриполитического развития Казахстана в контексте укрепления национальной безопасности.
"Что касается положения о пожизненном председательстве Первого Президента в СБ, то я бы не стал заострять на этом чрезмерное внимание и пытаться строить какие-то предположения, формулировать прогнозы в тех аспектах, которые касаются будущих контуров. Вряд ли стоит делать далеко идущие выводы на уровне гипотетических интерпретаций, поскольку все это из разряда политологической и политической комбинаторики. Важно исходить из текущих и очевидных реалий и фактов", - считает политолог.
По мнению Сельтеева, никаких неожиданностей не произошло и все укладывается в единое русло и логику устоявшегося вектора политического развития. Это, как отмечается, очередной шаг в укреплении казахстанской модели института президентства. Точнее даже, говорит политолог, ранее законодательно закрепленного фактора Первого Президента.
Во-вторых, как отмечает эксперт, после придания конституционного статуса Совбезу и трансформации его политической роли модифицируется механизм сдержек и противовесов внутри системы власти.
"В целом, конечно, для стабилизации политической системы важно выравнивание веса и влияния государственных институтов, введение новых субъектов в орбиту реальной политики. Кроме того, схожие моменты по характеру и содержанию властной конструкции можно наблюдать в других странах", - заключил ведущий эксперт ИМЭП.