Известный казахстанский экономист, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов предложил председателю правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) Казахстана Аблаю Мырзахметову "отпустить НПП в свободное плавание". Текст официального запроса по этому поводу эксперт опубликовал на своей странице в Facebook.
Известный казахстанский экономист, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов предложил председателю правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) Казахстана Аблаю Мырзахметову "отпустить НПП в свободное плавание". Текст официального запроса по этому поводу эксперт опубликовал на своей странице в Facebook.
Приводим его полностью:
"Текст официального письменного запроса согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 28 Закона "О Национальной палате предпринимателей" (будет отправлен НПП завтра по почте).
Уважаемый Аблай Исабекович!
Национальная палата предпринимателей (далее - НПП) была создана в июле 2013 года. Я считаю, что данная организация нужна в системе общественных отношений, так как необходима организация, дающая госорганам консолидированное мнение бизнеса по определенным вопросам. Однако, пока потенциал НПП не реализуется полностью, либо реализуется достаточно однобоко, вызывая недоверие со стороны общества, что отражается, например, в низком уровне собираемости взносов (около 40 процентов). Это объясняется разными обстоятельствами, но, в первую очередь, Вашим стилем управления.
Среди примеров неэффективности, но можно выделить 3 самых ярких: Во-первых, это требование девальвации в течение января-августа 2015 года без разработки комплексного плана антикризисных мер, который можно было разработать за время, которое Вы потратили на ожидание удовлетворения Ваших требований. Неоднократные предложения сотрудничества с целью разработки такого плана так и не нашли продолжения, хотя я и ряд других экспертов готовы были бесплатно работать.
Во-вторых, за 2,5 года существования Национальная палата так и не представила стратегию или видение развития экономики. Наличие документа позволило бы наглядно сравнить, кто предлагает лучшую альтернативу - государство или НПП.
В-третьих, громкие заявления НПП в части каких-либо экономических вопросов не предполагают подтверждения в виде публикации на официальном сайте расчетов, аналитических материалов, исследований и т.д. Возможно, именно отсутствие детальной проработки вопросов, по которым Вы предлагаете решения, рождает удивительные формулировки вроде "Оказалось, что у нас экономика более импортозависима, чем российская". Хотя, на самом деле это было очевидно всем, и особенно тем, кто хоть как-то работал со экономической статистикой.
С целью повышения доверия к НПП предлагаю следующие меры: Во-первых, необходимо отпустить НПП в свободное плавание. Это означает, что уплата взносов должна быть не обязательной, а исключительно добровольной в рамках договорных отношений между НПП и конкретным частным юридическим лицом. Пусть рынок сам определит необходимость существования НПП под Вашим руководством. А пока имеется обязательность взносов, считаю необходимым снизить нагрузку по взносам на МСБ. НПП может в качестве антикризисной меры перейти на новую модель расчета взносов - надо платить не фиксированную сумму, а процент от прибыли, скажем, всего лишь 0,2 процента от прибыли, что в 100 раз меньше, чем КПН. Это не только справедливо (предприниматель платит тогда, когда есть прибыль), не только соответствует принципам социальности ответственности (при таком методе большую часть взносов платит крупный бизнес, который и получает большую часть прибыли в экономике), но также и мотивирует НПП разрабатывать меры, которые позволят предпринимателям выйти из тени. Дополнительно к этому можно отказаться в принципе от сбора взносов с МСБ, а не только во время первых 5 лет после создания НПП. Правильнее перейти к оказанию платных услуг, когда МСБ будет четко понимать за что платит деньги.
Во-вторых, необходимо ввести критерий, что на руководящие должности в центральном аппарате и региональных подразделениях могут назначаться лишь те, кто не был осужден за коррупцию, хищение или злоупотребление служебными полномочиями. Если таковые люди уже имеются, то добровольное освобождение должности будет их достойным вкладом в формирование доверия к НПП. Особенно это важно сейчас в период становления НПП. Также имеет смысл исключить назначение на контрольно-ревизионные должности сотрудников, которые работали раньше в Вашем подчинении.
В-третьих, ввести для НПП еще более жесткие критерии финансовой прозрачности как для организации, так и для руководства в целом. НПП существует уже третий год, однако, на официальном сайте палаты не публикуется финансовая отчетность, где дается подробная информация о расходах организации, в разбивке по подразделениям внутри НПП и дочерним структурам. Отмечу, что на сайте Минфина можно найти подробную информацию о расходах любого госоргана. К сожалению, НПП отстает, хотя также, как и госорганы, живет на поступления от бизнеса. Также имеет смысл ввести добровольное декларирование доходов членов правления НПП как минимум на том же уровне, что предусмотрено для политических госслужащих, то есть включая с семьей. Думаю, особенно будет правильным, если эти декларации будут опубликованы на сайте, ведь НПП должна не только догнать госсектор по прозрачности, но и задавать тренд наперед.
В-четвертых, необходимо обеспечивать предельно высокий профессионализм, особенно по важным вопросам. Нельзя предоставлять публике ошибочные сведения, как например, Вы сделали это по Кентаускому трансформаторному заводу. 28 июля текущего года, пытаясь обосновать необходиость девальвации тенге, на встрече с журналистами Вы заявили следующее: "Кентауский трансформаторный завод… 16 миллиардов был объем продаж в прошлом году, из них 30 процентов экспорт в РФ. За полгода слабого рубля на треть упали объемы продаж, ноль экспорта в Россию". На самом деле экспорт в Россию не обнулялся, а упал на 47 процентов. Когда Вы обосновываете решение, нельзя допускать грубые ошибки, а если они допущены, то необходимо принести публичное опровержение с целью восстановления истины. Также, когда Вы выступаете с инициативами (например, активно требовали введения инфляционного таргетирования, предполагающее свободное плавание), то необходимо публиковать детальные расчеты, аналитические материалы, которые подтверждают правильность предлагаемых инициатив. При этом это надо делать до или одновременно с публичными заявлениями. К сожалению, в Вашем случае до сих пор эти документы не опубликованы.
В-пятых, НПП существует уже 2 с половиной года, однако, до сих пор не представлен какой-либо аналитический документ, которые предлагает свое видение развития экономики, в том числе с разбивкой мер по всем отраслям. В текущей ситуации также необходим антикризисный план, однако, НПП до сих пор его не представила, хотя кризис длится почти год. В настоящее время политика НПП больше похожа на попытку формирования собственного положительного имиджа за счет критики госорганов. НПП создан для обеспечения конструктивного диалога с госорганами, так как критиковать их предприниматели могут и без НПП.
В-шестых, придерживаться принципов объективного освещения ситуация, избегая однобокой тональности по вопросам, где НПП публично высказывалась или добивалась. В частности, 21 августа 2015 года была опубликована новость с заголовком "Девальвация спасла 70-80 предприятий Карагандинской области!" (и это на второй день девальвации!). В целом, сейчас сайт представляет собой вестник победных реляций о достижениях НПП. Степень хвалебности зашкаливает настолько, что возникает ощущение, что читателя пытаются убедить в том, что не соответствует реальности. Если бы действительно успехи были значительные, что вызывало доверие бизнеса, то обеспечивалась бы высокая собираемость взносов, которая пока составляет 40 процентов.
В-седьмых, обеспечивать прозрачность работы с экспертами и ассоциациями, давая на официальном сайте полную справку о материальных и нематериальных взаимотношениях НПП с ними, чтобы общество и бизнес понимало степень реальной независимости данных экспертов. В обратном случае возникает риск использования ресурсов НПП для реализации собственных политических задач. Также необходимо озвучить критерии, на основе которых НПП принимает решение о работе с общественными структурами, например, с малоизвестным альянсом "Бизнес против коррупции", руководитель которого 28 июля стал Вашим внештатным советником. Однако, у меня как представителя бизнеса возникают сомнения. Какова вероятность, что он не станет инструментом давления на госорганы, которые не идут навстречу НПП? Или наоборот, возможно, что будет нулевое внимание в отношении фактов коррупции для лояльных госорганов? Насколько объективен будет данный альянс в отношении фактов коррупции или нецелевого использования средств внутри НПП, если таковые обнаружатся, особенно в части расходования средств через дочерние структуры? В целом, если будет опубликована подробная финансовая отчетность, то, в принципе, многое будет ясно и безо всяких альянсов. Также хотелось бы сказать, что внештатная должность не предполагает оплаты, а значит аффилиированности, а уход с этих должностей с целью уйти от аффилиированности больше похоже на спектакль, настраивая на мысли, что оплата все же была.
В-восьмых, интересоваться судьбой предпринимателей в контексте того, какое влияние принимаемые НПП решения оказывают на их деятельность. Например, обществу будет интересно узнать, насколько улучшились или ухудшились показатели бизнеса с августа по декабрь. Также рекомендую устраивать общественное обсуждение любых инициатив, неважно государственных или НПП, через подготовку и публикацию детальных расчетов. Думаю, это позволит НПП отойти от броских фраз к точным цифрам, которые легко проверить на соответствие фактам. И, наконец, необходимо, чтобы любые сотрудники НПП сохраняли предельно вежливое отношение к тем, кто критикует их деятельность, демонстрируя этику хотя бы на уровне Кодекса этики для госслужащих.
Также Вы имеете возможность внести полную ясность по вопросам траты резервов Нацбанка, а именно можете направить официальный запрос НПП в адрес Национального банка с просьбой раскрыть данные по интервенциям в следующем формате:
- в ежедневной разбивке с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, и годовой разбивке за 2010-2013 годы;
- интервенции должны быть указаны двух видов - не только продажа валюты, но и покупка, с указанием чистого сальдо, с выделением отдельно продаж от Нацфонда;
- с указанием крупнейших трех покупателей и продавцов валюты за период, где дается ежедневная разбивка;
- также должно быть указано поступление валюты в Нацбанк через другие каналы (кроме KASE), в том числе через Минфин (как напрямую, так и через Нацфонд) и коммерческие банки через валютно-процентные свопы.
Если Национальный банк даст ответ, прошу Вас опубликовать все сведения на сайте НПП. Это позволит внести окончательную ясность по вопросам траты резервов Нацбанка (как они менялись по годам, и какова чистая сумма интервенций) и понять насколько изменилась ситуация (продолжаются ли трата резервов сейчас?).
И последнее. Как я указывал выше, НПП как организация нужна (вопрос лишь в конструкции). Также у меня нет никаких личных претензий ни к кому из НПП, включая Вас, тем более, что я лично знаю множество сотрудников центрального аппарата, среди которых предостаточно грамотных и честных специалистов (вопрос лишь в использовании их потенциала). Но данное письмо вызвано исключительно Вашим отношением к использованию потенциала и ресурсов НПП при анализе ключевых вопросов экономики.
Уверен, что Вы сделаете все возможное для улучшения имиджа НПП, и реализуете все данные меры, чтобы обеспечить высокую прозрачность, профессионализм и доверие бизнеса к столь нужной обществу организации, которая сейчас вместо высокоэффективной структуры стала фактически Министерством по делам предпринимателей! Я готов помочь всем чем, смогу, неважно в каком формате, но исключительно на бесплатной основе!"