Вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева раскритиковала новый законопроект "О госзакупках", который сегодня был презентован в нижней палате Парламента, передает корреспондент Tengrinews.kz. Вице-спикер палаты считает, что в нем есть ряд крупных недоработок.
Вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева раскритиковала новый законопроект "О госзакупках", который сегодня был презентован в нижней палате Парламента, передает корреспондент Tengrinews.kz. Вице-спикер палаты считает, что в нем есть ряд крупных недоработок.
"Мы с вами выявили ряд крупных вопросов, которые сразу просматриваются, вокруг которых у нас развернутся споры и дискуссии в рабочей группе. Один из важных - это те направления, которые исключены из-под действия закона о госзакупе. Это касается, прежде всего, медицины, приобретения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, фармуслуг. В общем, весь объем госзакупа в рамках гарантированной бесплатной медицинской помощи, а это довольно ощутимый бюджет, почему-то исключен из-под действия данного закона. Нам здесь нужны более четкие объяснения. Если они не попадают, тогда пусть нам объяснят, какими правилами это будет регулироваться, кто будет нести за это ответственность", - сказала она, после обсуждения законопроекта депутатами.
Также Назарбаева затронула вопрос госзакупок в квазигосударственном секторе. По ее словам, объем закупа в системе "Самрук-Казына" в прошлом году составил 3,5 триллиона тенге, тогда как общий государственный бюджет Казахстана составляет порядка 7 триллионов. "С 2008 года они (нацкомпании) были выведены из закона "О госзакупках". Дайте нам анализ, как с тех пор в госкомпаниях осуществлялся госзакуп? Сколько было выявлено нарушений и почему они были выявлены? Что собирается делать правительство, чтобы эти нарушения устранить? Если есть внутренние правила, мы хотим, чтобы они были обнародованы: правила, которых госкомпании должны придерживаться, чтобы обеспечить законное и прозрачное осуществление госзакупа", - отметила депутат.
"Уполномоченный орган может не обращаться в суд при нарушении закона о госзакупе, если обязательства по договору выполнены в полном объеме и надлежащим образом. Это в законе прописано. Как это может быть? Мы беззаконию открываем дорогу, беззаконие узакониваем. Это абсолютно вопиющее противоречие, которое требует разрешения в числе первых", - продолжила она приводить примеры недоработок в законопроекте.
"Реестр недобросовестных участников госзакупок принимается на основании решения суда. И решением же суда может быть обжалован. То есть опять мы открываем дорогу для бесконечных судебных разбирательств и, соответственно, ненужных расходов со стороны обеих сторон - и судебных, и истцов", - заявила Назарбаева.
Вопрос "цены и качества" в системе государственных закупок поднимался на презентации законопроекта не раз. Так, депутат Загипа Балиева привела простой пример. "Детский дом хочет закупить носочки для детей. Конечно, нужны носочки, которые хотя бы год прослужат, ну полгода. Но только из-за цены они закупают китайские носочки, которые расползаются. И ничего поделать нельзя. Это ключевой вопрос - цена или качество", - сказала она.
Дарига Назарбаева для решения этого вопроса предложила Минфину ввести такое понятие как "срок гарантии". "Может быть, нужно страховать эти сделки? Если носки гарантировано в течение года прослужат, а они через три месяца уже развалились, кто за это должен отвечать? Поставщик, я полагаю. И компенсировать ущерб нанесенный. Срок гарантии должен быть указан и в тендерных условиях, и в контракте", - отметила она. "Не рассматривался ли такой международный опыт, как исключать по результатам вскрытия документов претендента, который дает низшую и высшую цену, чтобы все потенциальные участники заявок цену балансировали?" - задалась вопросом она.
"Еще одно предложение, может быть, оно спорное. Победители торгов. Чтобы конечный бенефициар был прозрачный, вплоть до физического лица, которое является учредителем компании, которая победила в торгах. И плюс квалификационные требования и к самой компании, и к этому самому физлицу. Если он работает учителем или водителем, учредил компанию и побеждает вдруг в конкурсе, возможно такое или нет? Откуда вдруг у водителя или учителя, кого там подставляют под эти дела, такие возможности?" - отметила Назарбаева.
В конце своего выступления вице-спикер Мажилиса привела данные Forbes, согласно которым в 2013 году крупнейшими получателями госзаказов - а это 15 физических лиц - через различные фирмы освоено почти 400 миллиардов тенге, или 37,8 процента от всего объема государственных закупок. "Кто они - эти счастливцы, эти 15 физлиц? Имеем право знать, раз речь идет о наших общих бюджетных средствах?" - поинтересовалась она.
Это было последнее выступление заседания, и ответы на него не предусматривались. Надо полагать, все перечисленные вопросы будут обсуждены на расширенных заседаниях рабочей группы.
Добавим, что, по данным разработчиков в лице Министерства финансов РК, обсужденный законопроект направлен на решение следующих задач: упрощение госзакупок путем внедрения двух новых способов закупок через электронный магазин и с применением механизма предварительного отбора поставщиков, а также пересмотра порядка проведения конкурса и аукциона; минимизация коррупционных рисков путем предварительного обсуждения технической спецификации, повышения требований к внеконкурсным процедурам, внедрение исключительно электронного формата заключения договоров, электронных накладных о поставках товаров, актов выполнения работ и оказания услуг и электронных счетов-фактур, а также внедрения анонимности подачи заявок участниками закупок; введение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов потенциальных поставщиков путем установления паритетных штрафов, приостановления закупок на период обжалования итогов; а также повышение ответственности участников госзакупок путем внедрения института антидемпинговых мер, дающих возможность при наличии соответствующего обеспечения представлять цены, ниже определенной проектно-сметной документацией, также наделение уполномоченного органа правом включения в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения договора.