В своем выступлении на третьем заседании Национального курултая Президент Касым-Жомарт Токаев заявил: "Чтобы стать действительно развитой страной, решения одних лишь экономических задач недостаточно. Мы должны действовать комплексно, определив ориентиры не только в социально-экономической, но и в идеологической сфере".
В своем выступлении на третьем заседании Национального курултая Президент Касым-Жомарт Токаев заявил: "Чтобы стать действительно развитой страной, решения одних лишь экономических задач недостаточно. Мы должны действовать комплексно, определив ориентиры не только в социально-экономической, но и в идеологической сфере".
Какой может быть новая казахстанская идеология, чего не хватает сейчас для ее формирования и какие направления задает Токаев, выяснила корреспондент Tengrinews.kz.
Что такое идеология
Выступая на заседании Национального курултая в Атырау, Токаев неоднократно затрагивал вопросы национальной идентичности и формирования идеологии в казахстанском обществе.
Идеология - это набор идей, которые отражают интересы общества, а также отдельных классов и групп. Проще говоря, идеология объединяет людей вокруг общей идеи. Существуют социально-политические, национально-этнические и общественные идеологии. Важно отметить, что идеология - это не науки, но она может опираться на научные знания. Идеология, преобладающая в том или ином государстве, стране или обществе, называется "господствующей".
Новая казахстанская идеология - какой она может быть?
Как отметил депутат Мажилиса, политолог Ерлан Саиров, точно сказать, какой будет новая идеология, сложно, потому что Президент Токаев только обозначил задачу.
"Это комплекс мер, привитие конкретных ценностей, чтобы наш народ в едином порыве мог смотреть в будущее каким-то единым взглядом. Это очень сложная задача. Мне кажется, на сегодняшний день ни одна из стран с демократической моделью этот вопрос полноценно решить не смогла, так как в этих странах существует идеологический плюрализм. Но тем не менее для того, чтобы сохранить идентичность, государственность, для того, чтобы иметь общие цели и задачи, контуры такой идеологии иметь необходимо", - сказал Саиров.
Сформировать новую идеологию, по мнению депутата, - вопрос не одного дня. Однако начать необходимо с обеспечения права и порядка в обществе.
"Когда в стране будет закон и порядок, тогда следующим этапом уже можно думать, какие должны быть ценностные ориентиры, общественно-политические моменты, тогда уже должны появиться определенные контуры идеологических парадигм, которыми должны руководствоваться мы", - добавил Саиров.
По мнению политолога Андрея Чеботарева, основу новой идеологии составят обозначенные Токаевым ценности: независимость, патриотизм, единство, солидарность, справедливость, ответственность, закон и порядок, трудолюбие, профессионализм, созидание и новаторство.
"Возможно, что будет разработана и принята соответствующая доктрина или концепция, в которой каждая из этих ценностей найдет свое максимальное отражение. Кроме того, они будут использованы в воспитательном процессе школьников, работе со студенческой молодежью и военнослужащими", - сказал Чеботарев.
Чего не хватает казахстанскому обществу и при чем тут история?
Токаев в своем выступлении не раз затронул историю Казахстана в разных контекстах. Так, Президент сказал: "Наша история должна стать фактором консолидации нации".
По мнению депутата Саирова, когда мы говорим об истории, мы говорим о том, что наши исторические контуры и традиции должны быть сохранены. И на их основе необходимо строить будущее.
"В то же время мы должны понимать, что есть современные политические тенденции, которыми мы должны руководствоваться. И мы должны совмещать наши исторические ценности, но с современными социальными, политическими тенденциями. Так мы можем достичь определенных высот", - сказал Ерлан Саиров.
Казахстанскому обществу, по его мнению, важно прививать ценности плюралистического общества.
"Плюрализм, различные мнения не означают, что мы не должны соглашаться с мнением других, что у нас не должно быть какой-то консолидации общих государственных ценностей. Плюрализм означает, что мы должны уважать людей, которые нас окружают. Должен быть принцип: "Мое мнение заканчивается там, где начинается мнение другого человека". Мы должны научиться взаимному уважению", - сказал эксперт.
Андрей Чеботарев считает, что, говоря об истории как о факторе консолидации нации, Президент Токаев призвал объективно изучать историю Казахстана, принимая ее такой, какая она есть, без излишних эмоций. В том числе это касается вопросов происхождения Чингисхана, роли лидеров движения "Алаш" и деятелей советского периода и участия казахстанцев во Второй мировой войне.
"В целом работа в данном направлении будет ориентирована на устранение "белых пятен", восстановление исторической справедливости и сохранение объектов историко-культурного наследия", - добавил политолог.
Для создания новой исторической общности, по мнению Ерлана Саирова, в соответствии с современными тенденциями казахстанцы должны консолидироваться вокруг определенных новых ценностей.
"То есть должен быть компромисс между традицией, историей и современностью. Должен быть консенсус между настоящим и будущим. Вот если будет такое единство, только тогда мы можем говорить, что мы готовы достичь экономических, духовных, общественных высот в 21 веке", - сказал Мажилисмен.
Напомним, на третьем заседании Национального курултая Касым-Жомарт Токаев озвучил ключевые идеологемы и базовые ориентиры современного казахстанского общества.
"Повторю их еще раз: это Независимость и Патриотизм, Единство и Солидарность, Справедливость и Ответственность, Закон и Порядок, Трудолюбие и Профессионализм, Созидание и Новаторство. Считаю, что, следуя этой идейной основе, наша нация сможет занять достойное место в сверхдинамичном и непредсказуемом XXI веке", - сказал Президент.
Он поручил уполномоченным госорганам пересмотреть и синхронизировать свою работу в соответствии с данной платформой.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере