Еще в начале года Евразийская экономическая комиссия предложила лидерам стран ЕАЭС одномоментно принять решение об отмене всех барьеров и ограничений в рамках союза. А во время пандемии и снижения торгового оборота между странами этот вопрос приобрел особую актуальность.
Еще в начале года Евразийская экономическая комиссия предложила лидерам стран ЕАЭС одномоментно принять решение об отмене всех барьеров и ограничений в рамках союза. А во время пандемии и снижения торгового оборота между странами этот вопрос приобрел особую актуальность.
Между тем, несмотря на протесты общественности, резонансный Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения" был принят минувшим летом. Однако, как выяснилось, некоторые антитабачные нормы нового законодательства вступили в противоречие с наднациональным законодательством ЕАЭС.
"Кодексом о здоровье определение табачных изделий расширилось. Если ранее под табачными изделиями подразумевались продукты, потребляемые с помощью сосания, жевания, нюхания и курения, то теперь под это определение также попадают продукты, потребляемые иным способом, отличным от курения. В том числе с помощью системы для нагрева табака или с помощью любых иных устройств. В техническом регламенте Таможенного союза под табачными изделиями подразумеваются продукты, предназначенные только для сосания, жевания, нюхания и курения. По этому поводу в настоящее время Евразийской экономической комиссией проводятся работы по признанию норм кодекса барьерами в торговле", - пояснил вице-президент РОЮЛ "Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана" Максим Кононов.
Он отмечает, что в первую очередь важность технического регулирования продиктована необходимостью обеспечения качества продукции, обращаемой на едином рынке. Не менее важным моментом является и реализация основной цели Договора ЕАЭС, которая заключается в обеспечении свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
"Если же страны будут устанавливать различное регулирование, то ни о какой свободе движения товаров не может быть и речи", - подчеркнул Кононов.
Новым кодексом бездымные никотиносодержащие продукты отнесены к табачным изделиям, но при этом не подходят под техрегламент табачных изделий, так как являются принципиально другими продуктами. Собственного техрегламента они не имеют, а чем это чревато, демонстрирует пример США.
Год назад отсутствие требований безопасности к альтернативным продуктам в этой стране привело к тому, что кустарные производители выпустили на рынок продукцию с добавками сомнительного происхождения. Тогда случаи отравления вейперов вызвали огромный резонанс, дошедший даже до Белого дома. После чего Дональд Трамп дал указание принять обязательные требования к этой продукции, чтобы не допустить на рынок изделия недобросовестных производителей.
"В настоящее время такие продукты, как электронные сигареты, системы нагревания табака и другие инновационные системы доставки никотина, остаются в Казахстане нерегулируемыми с точки зрения безопасности. А ведь это самое главное регулирование, которое должно последовать от государства, чтобы защитить потребителей от некачественной продукции", - считает председатель правления "Национальной лиги потребителей Казахстана" Светлана Романовская.
Эксперт советует потребителям с осторожностью относиться к продукции, для которой не разработаны единые стандарты качества. Пока же вопрос с техрегламентом решается, признаками качества могут служить наличие горячей линии производителя или дистрибьютора, открытые данные о составе продукции и наличие официального представительства в РК.