Казахстану пока не удается устранить дисбаланс в торговле с Россией - в структуре импорт значительно превышает экспорт. Республику спасают высокие цены на энергоносители, но сохранение этой тенденции может привести к упадку внутреннего рынка и к ослаблению тенге, выяснил корреспондент Tengrinews.kz в разговоре с экспертами.
Казахстану пока не удается устранить дисбаланс в торговле с Россией - в структуре импорт значительно превышает экспорт. Республику спасают высокие цены на энергоносители, но сохранение этой тенденции может привести к упадку внутреннего рынка и к ослаблению тенге, выяснил корреспондент Tengrinews.kz в разговоре с экспертами.
По данным Комитета по статистике МНЭ РК в 2015, 2016 и 2017 годах общий экспорт Казахстана превышал импорт.
Экономист Astana Best Consulting Group Арман Байганов отмечает, что, безусловно, это хороший показатель. Однако то, что существует значительная разница в торговом балансе с Россией, достаточно отрицательный момент, который в действительности не уравновешивается экспортом в другие страны.
Товарооборот с Россией в 2015 году
Товарооборот с Россией в 2016 году
Товарооборот с Россией в 2017 году
"Надо понимать, что у нас экспортируется в основном сырье - нефть, газ. А из России к нам идет переработанная продукция: продуты, "сельхозка", продукция машиностроения. Наращивание экспорта в другие страны поддерживает дисбаланс, но отдельные виды отрасли, в которых мы по сравнению с Россией слабы, могут серьезно пострадать. Соответственно, если этот дисбаланс и дальше будет углубляться, тенге будет ослабевать, чтобы выравнивать эти моменты", - говорит Байганов.
В свою очередь, экономист Жарас Ахметов для примера поясняет, что Россия опережает Казахстан в таких областях, как машиностроение, химические технологии.
"Разнообразие российской экономики выше казахстанской. Это еще с советских времен пошло. Мы ориентированы на ввоз обработанной продукции и вывоз необработанной. Пока мы эту тенденцию не переломили. Как только у нас появится своя качественная продукция в таких отраслях, как машиностроение, нефтехимия, сельское хозяйство и других, мы сможем с Россией конкурировать. А пока мы ей проигрываем, естественно", - комментирует Ахметов.
При этом, как подчеркивает Байганов, нужно мыслить не сокращением импорта из России, а наращиванием экспорта.
"Рубль укрепляется к тенге: за месяц с 5,3 до 5,5. Пока держимся за счет высоких цен на энергоресурсы. Такого не должно быть, чтобы импорт мы сокращали. Нужно увеличивать экспорт именно переработанной продукции. Сделать это можно за счет сельхозпродукции. Потом у нас сильное направление - это переработка металлопроката. Все зависит от правительства, должны развиваться отраслевые проекты. Сейчас много вкладывается в развитие экспорта сельхозпродукции именно обработанной. Но потребуется не один год", - рассказал экономист Astana Best Consulting Group.
В товарообороте с другим важнейшим торговым партнером - Китаем, казахстанский экспорт выше импорта. Однако, по словам Байганова, в данном случае хорошая картина в цифрах - все равно что пыль в глаза.
Товарооборот с Китаем в 2015 году. Данные Комитета по статистике МНЭ РК
Товарооборот с Китаем в 2016 году. Данные Комитета по статистике МНЭ РК
Товарооборот с Китаем в 2017 году. Данные Комитета по статистике МНЭ РК
"В Китай у нас больше идет сырье, а не переработка, а оттуда мы импортируем готовую продукцию. Надо и здесь менять эту тенденцию. У нас есть хороший потенциал для экспорта сельхозпродукции и в Китай, и в Россию. Но, если говорить о Китае, там жестче ветеринарный контроль. Эти моменты нужно решить", - заключил Байганов.
Жарас Ахметов добавляет, что рынок России если не по качеству, то по ценам является конкурентособным с развитыми странами.
"Может быть, чуть уступает по соотношению цена-качество Китаю, но немного", - говорит Ахметов.
Касательно перспектив для курса тенге, эксперт говорит, что следует смотреть на счет текущих операций в статистике платежного баланса (экспорт/импорт товаров, экспорт/импорт услуг, счета первичных и вторичных доходов).
"Когда сальдо отрицательное - это опасно. И курс тенге должен слабеть", - поясняет Жарас Ахметов.
Отметим, что, как видно из таблицы Национального Банка, в первом квартале 2018 года счет текущих операций отрицательный.
Платежный баланс Республики Казахстан. Данные Нацбанка РК