Профессор Назарбаев Университета провел первое в Казахстане исследование, основанное на мнении детей о теневом образовании в школах, и выявил не только привычные отрицательные стороны, но и неожиданные плюсы платного репетиторства, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Профессор Назарбаев Университета провел первое в Казахстане исследование, основанное на мнении детей о теневом образовании в школах, и выявил не только привычные отрицательные стороны, но и неожиданные плюсы платного репетиторства, передает корреспондент Tengrinews.kz.
30 учеников шестых классов казахстанских школ приняли участие в исследовании профессора Назарбаев Университета Анаса Хаджара на тему теневого образования. На протяжении года ученики делились опытом и мнением по поводу частного репетиторства в Казахстане, что делает исследование уникальным в своей области - прежде в подобных научных проектах рассматривали мнение учеников старших классов.
Термин "теневое образование" обозначает неофициальную составляющую образовательного процесса, самым распространенным проявлением которого является частное репетиторство.
"К сожалению, область теневого образования еще мало изучена в мире. Это связано с тем, что репетиторы и родители не желают раскрывать информацию. Первые опасаются за "налаженный бизнес", вторые переживают из-за общественного осуждения, что если ребенку нужен репетитор, значит он недостаточно умный и способный. Последняя статистика была опубликована в 2009 году, согласно которой 70 процентов учеников в Казахстане обучались дополнительно у своих же классных руководителей", - рассказал доктор Анас Хаджар.
Ученый пояснил, что выбрал учеников шестых классов неслучайно. В этом возрасте школьники Казахстана решают поступить в образовательные учреждения вроде Назарбаев интеллектуальных школ, Республиканской физико-математической школы или школа-лицей "Нур-Орда", для поступления в которые требуется основательная подготовка. При этом исследование придерживалось принципов конвенций ООН о правах ребенка, в которых дети младшего возраста рассматриваются как способные взять на себя ответственность и активно участвовать в исследовательском процессе.
В научной работе о теневом образовании профессор Хаджар искал ответы на вопрос, как отобранные учащиеся шестых классов оценивают влияние частных репетиторов на уровень успеваемости.
Ответы участников проекта профессор преобразовал в тематическую карту, на которой показано, в чем мотивация учеников заниматься дополнительно, различия обучения в школе и за ее пределами, а также недостатки занятий с репетитором.
К последним ученики шестых классов отнесли давление и принуждение со стороны учителей школы, которые настаивают на частных уроках с ними; финансовую нагрузку на родителей, из чего следует психологическое давление не оправдать надежд семьи; и недостаток свободного времени на хобби.
"Значимый вклад этого проекта в том, что он выявил неявные преимущества частного репетиторства. Большинство предыдущих исследований в области теневого образования рассматривало очевидные преимущества частного репетиторства - это сдача экзаменов, зачисление в элитные школы и вузы и так далее. Однако в нашем проекте дети отмечали "неочевидные" выгоды дополнительных частных уроков. Они помогли ученикам стать уверенными в себе, повысили самооценку, улучшились социальные навыки и появился интерес к урокам в школе. Поэтому мы не говорим, что частное репетиторство плохо и его нужно запретить. Этот сектор нужно регулировать", - добавил автор исследования.
На основе проведенного исследования профессор Хаджар порекомендовал правительству страны и профильным органам разработать госпрограмму, предоставляющую частное репетиторство ученикам из малообеспеченных семей.
"Казахстанское правительство также должно принять реалистичную и эффективную политику реагирования на растущий сектор частного репетиторства, а также наладить работу с школьными учителями", - говорится в рекомендациях по итогу исследования.