Дело было весной 2007 года. Куратор Андрей Ерофеев собрал выставку из работ, которым в 2006 году было отказано выставляться в различных российских музеях, экспозицию приютил директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров. Эту тему решили обыграть и выставку назвали "Запретное искусство": даже на экспонаты - типа лика Христа с головой Микки-Мауса посетителям предлагалось смотреть через щелку. Шум подняла православная общественность России. Иск в суд мог обернуться для организаторов выставки реальными сроками. Но обошлось. Российские СМИ объясняют, за что оштрафовали Малевичей 21-го века.
Кто вы и откуда?
Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова в мире российского искусства считают профессионалами, получившими признание не за громкие перформансы. Первый до начала скандального процесса возглавлял отдел новейших течений Третьяковской галереи, второй же руководил Музеем имени Сахарова. Ранее их имена уже упоминались в одной связке - в 2003-2005 годах, по делу выставки "Осторожно, религия". Экспозиция была открыта в подконтрольной Самодурову "Мекке искусства", а Ерофеев давал экспертное заключение, когда дело о провокационной выставке дошло до суда.
"Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды" - именно по этой статье было заведено дело на сотрудников Музея имени Сахарова. 40 работ современных российских художников, на взгляд прокуратуры, глумились над чувствами православных: имитация иконы Спасителя "Великий Архиерей" с прорезями вместо лика, рук Спасителя и Евангелия (для фотографирования посетителей, изъявивших к тому желание); изображение лика Спасителя на фоне бутылки с "Кока-колой" и надписью на английском языке "Сие есть Кровь Моя"; композиция из водочных бутылок, украшенных церковными куполами; фотография Животворящего Креста с развешенной на нем гирляндой сосисок". Между тем, верующие не постеснялись осквернить экспозицию, впрочем дело о вандализме вскоре было закрыто за отсутствием состава преступления. За сравнение крови Иисуса с газировкой Самодуров и его коллега поплатились из собственного кармана - с них взыскали штраф по 100 тысяч рублей.
Спустя несколько лет искусствоведы вновь вместе оказались в зале суда. Оба на скамье подсудимых. 2010 год, новый президент, к которому не преминули обратиться за помощью, а ощущение, что на "манеже все те же". Обвинение до боли напоминало формулировку по "Осторожно, религия". Хоть и не стали в название выставки выносить намек на отсутствие богобоязни, но оказалось, что слова "Запретное искусство" оказались пророческими. В перспективе они могли провести ближайшие три года в местах не столь отдаленных. Но судья не согласилась с требованием гособвинения и 12 июля 2010 года вынесла компромиссный приговор. Штрафы. Самодуров должен отдать в казну 200 тысяч рублей (6,5 тысячи долларов), а Ерофеев - 150 тысяч (4,8 тысячи долларов). Ставки выросли - за повторное наступление на грабли с ранее осужденного Самодурова взыскали в два раза больше. Говорят, будет апелляция.
А что здесь, собственно говоря, происходит?
Жители России к этому делу интереса почти не проявляли. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, на которое ссылается "Росбалт": "более ¾ российского населения ни о каком "Запретном искусстве-2006" знать не знают и ведать не ведают". Данная выставка проходила с 7 по 31 марта 2007 года в музее имени Сахарова, который был выбран площадкой для экспозиции после отказа нескольких галерей. Власти выставку не запрещали, но музейщики будто предчувствовали ее судьбу, определенную названием. К тому же был выбран интересный способ подачи - увидеть работы можно было только через прорези в ширме, роль которой выполняла простыня. А в зал не пропускали лиц моложе 16 лет. К слову, во многих современных галереях тоже действуют подобные меры. Произведения искусства в жанре ню отгораживают шторками.
Так что же организаторы выставки поставили на один уровень с "обнаженкой"? Среди экспонатов выставки, в частности, представлены работы "Дадим угля сверх плана" Михаила Рошаля-Федорова, "Свет против тьмы" Вячеслава Сысоева, "Пошел ты …" Ильи Кабакова, "Икона-икра" Александра Косолапова, "Чеченская Мерилин" группы "Синие носы", работа Вагрича Бахчаняна, созданная еще в 1980-е годы и другие. Были там и некоторые работы, знакомые посетителям по "Осторожно, искусство". Зачитывая приговор, судья несколько раз акцентировала внимание на циничности совмещения тела Иисуса Христа с головой Микки-Мауса. Журналисты, умиравшие в зале заседания от жары, выхватили из ее речи такие слова: "При исполнении преступных действий использовали служебное положение и искусствоведческое образование". Большинство российских СМИ иллюстрировать материалы об итогах суда фотографиями с выставки, широко растиражированными в сети, не решаются. Только гиперссылки, ведущие в блоги...
Кстати, Ерофеев и Самодуров своей вины так и не увидели. Они искренне не понимают, чьи именно религиозные чувства им удалось потревожить. "Например, вегетарианец может прийти и оскорбиться зрелищем поедания мяса, а эколог может прийти и оскорбиться зрелищем рубки леса, - заявил Ерофеев на суде. - Городская культура - это спрессованное объединение непохожих людей, которые непохоже думают, непохоже действуют. И вместе с тем они уважают взгляды друг друга. У каждой группы есть в этой ситуации, чреватой конфликтами, своя зона, своя площадка, своя ниша".
По ходу суда поддержку им оказывали министр культуры РФ Александр Авдеев (заступничество на таком уровне дорогого стоит), российские правозащитники, написавшие письмо в ООН, и художники, обратившиеся к президенту страны Дмитрию Медведеву, экс-директор Третьяковки Ирина Лебедева и активный общественный деятель Валерия Новодворская. Диссидентка в лучших традициях публицистики вопрошала: "Где им понять, что, изображая Христа с логотипом Coca-Cola и надписью This is my blood, художник протестовал не против Христа, а против доступности и облегченности христианства в духе "постмодерн" (вроде церковных браков между геями или использования мобильников для исповеди)". Но, пожалуй, самый интересный способ поддержать "своих" показали представители арт-группы "Война": тысячи мадагаскарских тараканов, выпущенные в здании Таганского суда, дали-таки эффект. За один день СМИ дело переименовали в "тараканий суд".
Тварь я дрожащая или право имею?
Дело вызвало интерес у представителей западных СМИ. Англичане, немцы, французы увидели в деле политическую подоплеку. Например, в программу "Вечер на Би-би-си" был приглашен истец Олег Кассин - каждой стороне надо дать высказаться. В целом, журналисты в своих корреспонденциях указывали на лояльность приговора и вместе с российскими коллегами пытались ответить на актуальные для России три вопроса: о границах свободы самовыражения художника, пределах возмущения верующих - за что можно требовать защиты своих религиозных чувств. Третий вопрос касается позиции государства - имеет ли оно право судить за свободу самовыражения?
Первый вопрос, похоже, отпадает сам собой. Самодуров признавался, что опасается за судьбу арт-рынка в России, если по делу будет обвинительный приговор. Он указал, что страну за версту будут обходить художники с мировыми именами. Его слова цитирует GZT.ru: "Сюда уже никто не поедет". Таким образом, возможно, нам предстоит наблюдать закат эпохи блистательных международных выставок и биеннале искусства.
Поиски ответа на второй вопрос обнажают чрезмерную амбициозность верующих, инициировавших дело. Иск был подан от имени ультраправой общественной организации "Народный собор". Глава движения Олег Кассин исходом дела недоволен, отмечает "Независимая газета". Он готовит иск в отношении организаторов выставки по другому обвинению - хулиганство. "Экспонаты выставки должны быть уничтожены как орудие преступления", - настаивает он. Газета "Коммерсантъ" пишет, что от реальных сроков Ерофеева и Самодурова спасла именно церковь. Московский патриархат дистанцировался от судебного дела. Кроме того, церковь отдалила от себя зачинщика своры - "Народного собора" и иных организаций подобного рода. Мол, у церкви есть своя позиция, которую, если понадобится, будем оглашать через собственную пресс-службу. Член Общественной палаты РФ галерист Марат Гельман считает, что "церковь хочет отслоиться от мракобесов", которые пытаются показать, "что их позиция и есть позиция церкви".
Больше всего споров относительно третьего момента. Наиболее лаконично описал ситуацию обозреватель "Газеты.Ru": "Обвинительный приговор организаторам выставки "Запретное искусство-2006" показывает, что сфера запретов может неконтролируемо расширяться от дежурного разгона митингов несогласных до репрессий в отношении «неугодного» искусства по конфессиональным, политическим или любым иным признакам".
"Независимая газета" обратилась за комментарием к известному художнику Дмитрию Врубелю. По его словам, судебный процесс по данному делу - свидетельство, что "мы снова оказываемся в стране, где государство поддерживает одну позицию и эстетику, а другую называет уголовной, и это самое страшное". С осуждением приговора уже успел выступить глава представительства в России международной правозащитной организации Amnesty International Сергей Никитин. "Мы заявляем, что это позорный приговор, и он является еще одним ударом по свободе слова в России. Такому решению не может быть места в правовом государстве", - приводит его слова "Росбалт". Вообще, процесс местами был комичен - например, главного эксперта по этому делу уличили, что она уже 20 лет не ходила на выставки современного искусства. По словам Никитина, у него сейчас дежа-вю из советского прошлого: "Произведения известного автора не читали, но осуждаем".
Дело было весной 2007 года. Куратор Андрей Ерофеев собрал выставку из работ, которым в 2006 году было отказано выставляться в различных российских музеях, экспозицию приютил директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров. Эту тему решили обыграть и выставку назвали "Запретное искусство": даже на экспонаты - типа лика Христа с головой Микки-Мауса посетителям предлагалось смотреть через щелку. Шум подняла православная общественность России. Иск в суд мог обернуться для организаторов выставки реальными сроками. Но обошлось. Российские СМИ объясняют, за что оштрафовали Малевичей 21-го века.