Фото ©REUTERS
Представители организаций по защите прав потребителей назвали надписи "Халал" на продуктах маркетинговым ходом, который зачастую является обманом потребителей, передает корреспондент Tengrinews.kz. По мнению члена-корреспондента общественного фонда защиты прав потребителей "Наследие традиций предков" Армангазы Муратова, в Казахстане бизнесмены используют такие надписи на продуктах и вывесках для привлечения клиентов и получения дополнительной прибыли. Отметим, что, согласно официальной позиции Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий, присвоение знака "Халал" не относится к обязательным требованиям безопасности продукции. Поэтому, сертификации уполномоченные органы от производителей не требуют, говорится в ответе чиновников на запрос корреспондента. По информации ведомства, в Казахстане действуют два национальных и один иностранный стандарт "Халал". Национальные стандарты регламентируют производство вареных колбас и обслуживание гостиниц. Еще один, малайзийский, стандарт более обширен, он называется "Руководство по производству, изготовлению, обработке и хранению продукции HALAL". Бизнесмены могут получать соответствующие документы по собственной инициативе, отмечают чиновники. В этом случае соответствующие организации выдают предпринимателям документы на добровольной основе. Бизнесмены проходят регистрацию в собственном реестре организации и получают документы после курса обучения: свидетельства и сертификаты. Как отметил Армангазы Муратов, в 90 процентах случаев бизнесмены используют надписи "Халал" безосновательно. "Мы около 50 вывесок в Алматы сняли по своей работе. Мы попросили их убрать или подтвердить. Они сами понимают, что у них реального основания нет", - сказал Муратов. Он сообщил, что были случаи, когда в продукции "Халал", в частности колбасе и жевательной резинке, обнаруживали свинину. В случае с колбасой предприниматели по просьбе общественников поменяли название продукции. По мнению Муратова, такие инциденты объясняются тем, что рынок "халал" не урегулирован и не контролируется. Монополии на сертификацию продукции "Халал" на казахстанском рынке также нет, считает Муратов. "Сейчас производители, пользуясь тем, что не определен рынок, от своего имени ставят марки "Халал". Мы запрашиваем у них у всех, есть ли у кого-то эта связь, - сказал Муратов, - Каждый может вывески вывешивать, пока он не обманул меня, как потребителя. Но, если мне дают "Халал" и я его проверяю тестами и обнаруживаю свинину - это же обман". Он сообщил, что существуют индивидуальные тестеры для определения наличия свинины в продуктах, и есть возможность заказать лабораторный анализ. Вопросы к маркировке "Халал" есть и у президента "Национальной лиги потребителей Казахстана" Светланы Романовской. Она считает, что казахстанцы должны решать вопрос соответствия продуктов названию "Халал" самостоятельно. Есть у Романовской и рекомендации для бизнесменов. "Им надо независимые организации по защите прав потребителей, просто потребителей возить на заводы, показывать, насколько соблюдаются (стандарты -Прим. автора). Я бы рекомендовала установить камеры и в онлайн-режиме (транслировать - Прим. автора), чтобы каждый потребитель мог зайти и посмотреть, насколько соблюдаются все обычаи, которые необходимы, чтобы эта продукция "Халал" называлась", - сказала Романовская. Муратов, в свою очередь, в качестве одного из решений проблем на казахстанском рынке, предложил российский опыт. По его словам, в РФ при выдаче сертификатов "Халал" организация предоставляет получателям в штат инспектора, который следит за соответствием выпускаемых продуктов всем стандартам. Но, по его словам, казахстанские предприниматели, которые используют эту символику, не допускают общественников к проверкам. Между тем, председатель Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Жандарбек Бекшин на пресс-конференции в Астане заявил, что продукция "Халал" в Казахстане не всегда соответствуют санитарным нормам. "В последнее время много объектов открываются с надписью "Халал". Мы смотрим именно на санитарные вопросы. Например, в каких условиях производится эта продукция, и иногда такие объекты не отвечают требованиям санитарного режима", - сказал он. Кроме того, в целом, говоря о качестве продуктов питания на казахстанском рынке, главный санитарный врач советует казахстанцам не приносить и не давать в качестве гостинцев "саркыт" скоропортящиеся продукты, не накрывать на стол за 2-3 часа до прихода гостей и обращать внимание на качество и состояние приобретаемых продуктов питания на рынках страны. "Так как сейчас лето, хотел бы обратить внимание - не покупать продукты питания в случайных местах, без сертификатов соответствия. Этим вы сохраните здоровье себе и своим близким. Как известно, после месяца Рамадан или других торжеств приносят гостинцы. Иногда приносят даже кондитерские изделия, салаты. Мы обращаемся к хозяевам торжеств: наши рекомендации - брать только не портящиеся продукты питания или сухие изделия, как конфеты, печенья, фрукты, овощи", - отметил Бекшин.
Представители организаций по защите прав потребителей назвали надписи "Халал" на продуктах маркетинговым ходом, который зачастую является обманом потребителей, передает корреспондент Tengrinews.kz. По мнению члена-корреспондента общественного фонда защиты прав потребителей "Наследие традиций предков" Армангазы Муратова, в Казахстане бизнесмены используют такие надписи на продуктах и вывесках для привлечения клиентов и получения дополнительной прибыли.
Отметим, что, согласно официальной позиции Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий, присвоение знака "Халал" не относится к обязательным требованиям безопасности продукции. Поэтому, сертификации уполномоченные органы от производителей не требуют, говорится в ответе чиновников на запрос корреспондента.
По информации ведомства, в Казахстане действуют два национальных и один иностранный стандарт "Халал". Национальные стандарты регламентируют производство вареных колбас и обслуживание гостиниц. Еще один, малайзийский, стандарт более обширен, он называется "Руководство по производству, изготовлению, обработке и хранению продукции HALAL". Бизнесмены могут получать соответствующие документы по собственной инициативе, отмечают чиновники.
В этом случае соответствующие организации выдают предпринимателям документы на добровольной основе. Бизнесмены проходят регистрацию в собственном реестре организации и получают документы после курса обучения: свидетельства и сертификаты.
Как отметил Армангазы Муратов, в 90 процентах случаев бизнесмены используют надписи "Халал" безосновательно. "Мы около 50 вывесок в Алматы сняли по своей работе. Мы попросили их убрать или подтвердить. Они сами понимают, что у них реального основания нет", - сказал Муратов. Он сообщил, что были случаи, когда в продукции "Халал", в частности колбасе и жевательной резинке, обнаруживали свинину. В случае с колбасой предприниматели по просьбе общественников поменяли название продукции. По мнению Муратова, такие инциденты объясняются тем, что рынок "халал" не урегулирован и не контролируется.
Монополии на сертификацию продукции "Халал" на казахстанском рынке также нет, считает Муратов. "Сейчас производители, пользуясь тем, что не определен рынок, от своего имени ставят марки "Халал". Мы запрашиваем у них у всех, есть ли у кого-то эта связь, - сказал Муратов, - Каждый может вывески вывешивать, пока он не обманул меня, как потребителя. Но, если мне дают "Халал" и я его проверяю тестами и обнаруживаю свинину - это же обман". Он сообщил, что существуют индивидуальные тестеры для определения наличия свинины в продуктах, и есть возможность заказать лабораторный анализ.
Вопросы к маркировке "Халал" есть и у президента "Национальной лиги потребителей Казахстана" Светланы Романовской. Она считает, что казахстанцы должны решать вопрос соответствия продуктов названию "Халал" самостоятельно. Есть у Романовской и рекомендации для бизнесменов. "Им надо независимые организации по защите прав потребителей, просто потребителей возить на заводы, показывать, насколько соблюдаются (стандарты -Прим. автора). Я бы рекомендовала установить камеры и в онлайн-режиме (транслировать - Прим. автора), чтобы каждый потребитель мог зайти и посмотреть, насколько соблюдаются все обычаи, которые необходимы, чтобы эта продукция "Халал" называлась", - сказала Романовская.
Муратов, в свою очередь, в качестве одного из решений проблем на казахстанском рынке, предложил российский опыт. По его словам, в РФ при выдаче сертификатов "Халал" организация предоставляет получателям в штат инспектора, который следит за соответствием выпускаемых продуктов всем стандартам. Но, по его словам, казахстанские предприниматели, которые используют эту символику, не допускают общественников к проверкам.
Между тем, председатель Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Жандарбек Бекшин на пресс-конференции в Астане заявил, что продукция "Халал" в Казахстане не всегда соответствуют санитарным нормам.
"В последнее время много объектов открываются с надписью "Халал". Мы смотрим именно на санитарные вопросы. Например, в каких условиях производится эта продукция, и иногда такие объекты не отвечают требованиям санитарного режима", - сказал он.
Кроме того, в целом, говоря о качестве продуктов питания на казахстанском рынке, главный санитарный врач советует казахстанцам не приносить и не давать в качестве гостинцев "саркыт" скоропортящиеся продукты, не накрывать на стол за 2-3 часа до прихода гостей и обращать внимание на качество и состояние приобретаемых продуктов питания на рынках страны.
"Так как сейчас лето, хотел бы обратить внимание - не покупать продукты питания в случайных местах, без сертификатов соответствия. Этим вы сохраните здоровье себе и своим близким. Как известно, после месяца Рамадан или других торжеств приносят гостинцы. Иногда приносят даже кондитерские изделия, салаты. Мы обращаемся к хозяевам торжеств: наши рекомендации - брать только не портящиеся продукты питания или сухие изделия, как конфеты, печенья, фрукты, овощи", - отметил Бекшин.