РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
14 февраля 2023 | 08:03

Нападение в школе Петропавловска: психологи рассказали о возможных причинах

Святослав Антонов Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото из соцсетей Фото из соцсетей

Казахстанские психологи рассказали, что могло вызвать нападение на школьников в Петропавловске, какие факторы формируют агрессию в школе и зачем нападавший использовал маску и топор, передает корреспондент Tengrinews.kz.


Казахстанские психологи рассказали, что могло вызвать нападение на школьников в Петропавловске, какие факторы формируют агрессию в школе и зачем нападавший использовал маску и топор, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Психолог Валерия Алимжанова отметила, что агрессия в школе сейчас широко распространена во всем мире. Именно поэтому в каждой школе сейчас обязательным является наличие психолога. Эти специалисты должны проводить психологическую диагностику учеников, но кроме того, обучать преподавателей, обсуждать с ними методы раннего выявления тревожных сигналов, указывающих на личность потенциального агрессора или возможные вспышки насилия. Однако, как показывает практика, несмотря на эти сигналы и пристальное внимание школьных психологов, невозможно на 100 процентов предупредить вспышки насилия, такие как произошла в школе Петропавловска. Именно поэтому, по словам специалиста, необходимо больше внимания уделять индивидуальному подходу к ученикам, знанию черт личности потенциального агрессора и факторов, которые могут вызвать такую агрессию. По словам психолога, есть три основных фактора:

1) психическое здоровье;

2) психологический климат в семье (если есть насилие в семье, то подросток может переносить его на одноклассников и учителей);

3) психологический климат в самой школе.

Валерия отметила, что к факторам психологического климата в школе можно, к примеру, отнести школьный буллинг. Зачастую подобные агрессоры ранее являлись объектами буллинга со стороны других учеников или же подвергались насмешкам и унижению. Даже если этого не было, зачастую они были аутсайдерами в классе, не принимали активного участия в школьной жизни и не имели навыков социального общения. По словам психолога, когда у человека не развиты социальные навыки и он не может привлечь к себе внимание обычным способом, то способ привлечения внимания может быть очень нетривиальным, включая показательное насилие.

Фото из соцсетей

"Мы можем это только предполагать, но, возможно, этот подросток в Петропавловске выбрал именно такой нетривиальный путь привлечения к себе внимания. В данном случае его белая маска и топор могли иметь ритуальное значение. Белый цвет может символизировать смерть, а маска изображает кого-то вроде трикстера. Таким образом он мог пытаться привлечь к себе хотя бы такое негативное внимание, однако в какой-то момент он перешел границы здоровой театральности и ритуальности и ступил на путь противоправных действий", - отметила психолог.

Прокуратура Северо-Казахстанской области сообщила, что, по предварительным данным, подросток, напавший на учеников, состоял на учете в психиатрическом диспансере. Валерия Алимжанова отметила, что это вовсе не означает, что его должны были изолировать от сверстников и не пускать на занятия в обычную школу. По ее словам, есть несколько уровней девиантного поведения, при котором подростка могут поставить на учет. Это невротическое, пограничное и психическое. И если при невротическом подросток может жить обычной жизнью, то начиная с пограничного он должен находиться под более пристальным наблюдением. При этом такой человек может принадлежать как к миру здоровых, так и больных людей, в зависимости от периодов ремиссии и вспышек психических расстройств. Психолог отметила, что вопрос изоляции таких людей от общества является весьма спорным, так как они могут годами стоять на учете и не проявлять вспышек болезни. Решение о том, допускать ли такого школьника до учебы, принимает его лечащий врач. В большинстве случаев дело не доходит до такой крайности, как это произошло в Петропавловске. Однако влияние определенного психологического климата и напряженной ситуации в школе может спровоцировать обострение заболевания.

Фото Tengrinews.kz/Амир Абдулхаимов

Такие вспышки могут быть непредсказуемыми, и тут особую роль играет работа школьного психолога. Однако, по словам Алимжановой, чаще всего на школу в 1000 и более учеников имеется всего один, а максимум два психолога, которые должны корректировать ученический состав с 1 по 11 классы. При этом на бирже труда достаточно много объявлений о найме на должность школьного психолога с зарплатой около 100-120 тысяч тенге. При такой зарплате в эту профессию тяжело привлечь по-настоящему хороших и опытных специалистов. По словам эксперта, для этого необходимо повышать статус таких психологов, так же, как сейчас повышается статус учителей.

Детский психолог Анастасия Стеблянко согласна со своей коллегой и считает, что нельзя демонизировать человека только на почве наличия психических расстройств. Зачастую нахождение в обычном здоровом обществе на человека с такими расстройствами оказывает положительное влияние и продлевает период ремиссии, когда не проявляются симптомы болезни. По словам психолога, примеров, когда такое нахождение в здоровом обществе, включая обучение таких детей с расстройствами в обычной школе, оказывало положительный эффект, больше, чем каких-то негативных случаев.

Специалист отметила, что люди с расстройствами достаточно редко выходят из ремиссии жестким путем, то есть резко. Как правило, это происходит более постепенно, и тут большая ответственность лежит на лечащем враче - психиатре, который должен обозначить изменения в поведении своего пациента и решить, стоит ли его в данный момент допускать в здоровое общество. Такое решение может приниматься комиссионно с другими специалистами и строиться на основании срезов поведения данного подростка или ребенка.

"В большей степени ответственность, конечно, лежит именно на личном психологе или психиатре, который имеет к этому ребенку индивидуальный подход, сопровождает его в течение какого-то времени, помогает с социализацией. Если мы говорим о школьных психологах, то это, как правило, психологи с педагогическим образованием. Они не знают клинической картины заболеваний, в большей степени заточены на обучение и могут работать только с социализацией условно нормальных детей. Где родителям брать индивидуального клинического психолога? Эти услуги зачастую недешевы, а психологи при поликлиниках загружены работой и не могут уделить внимание каждому пациенту. Возможно, в наших школах, помимо должности обычного психолога, также необходимо создавать должность клинического психолога, который бы индивидуально работал именно с детьми с расстройствами, тем более что сейчас упразднили коррекционные школы и такие дети учатся в обычных общеобразовательных классах", - рассказала Анастасия Стеблянко.

Иллюстративное фото:elements.envato.com

Специалист отмечает, что поведение, подобное тому, что было в школе Петропавловска, чаще всего можно наблюдать у психически нездоровых людей. У здоровых людей есть определенная система ценностей, включая понятие о ценности человеческой жизни, и понимание ответственности за нанесение вреда другим людям, которые сдерживают их. У людей с расстройствами такая система ценностей в период обострения размывается, и они могут проявлять подобную немотивированную агрессию. По словам психолога, ее не следует путать с обычной агрессией в школе, которая чаще всего происходит из-за неприятия одного человека другим либо же из желания агрессивного человека добиться своих целей от оппонента. Такие проявления агрессии можно считать здоровыми, они могут быть даже в словесной форме, без физического насилия. Однако состояние ярости характерно, скорее, для подростков с психическими нарушениями. Состояние обострения у таких людей, как отмечает психолог, можно сравнить с физическим заболеванием, но проявляется оно не болью, а изменением поведения.

В связи с инцидентом в Петропавловске появились спекуляции на тему влияния массовой культуры и социальных сетей на поведение нападавшего. Некоторые СМИ даже предположили, что он был участником некой интернет-игры по типу так называемых групп смерти в соцсетях, в которых давали задания убивать людей. Этим объясняется и некая ритуальность действий подростка. Однако психологи отмечают, что сами по себе соцсети, фильмы или игры не могут быть первопричиной такого поведения. На человека со здоровой психикой посты в соцсетях про маньяков, их образ в массовой культуре или различные игры не могут оказать такого влияния. Подобный контент может вызвать только образовательный интерес, но явно не побудить к тому, чтобы перешагнуть через систему ценностей в нашем обществе, эмпатию и понимание ценности жизни. По словам психолога, у обычного человека просмотр фильмов с жестокими сценами или подобные игры могут лишь создать определенную резистентность к уровню восприятия насилия, но никак не вызвать само насилие.

"У здорового человека есть барьеры и блоки, которые не просто переступить. При этом у человека с нарушенной психикой может быть недостаточно развита эмпатия, сочувствие и сопереживание, отсутствовать понятие о ценности человеческой жизни. У такого человека некие образы из массовой культуры действительно могут сформировать какие-то чувства, однако на первом месте тут все же само наличие расстройства и его степень. У человека должно быть сильно искажено восприятие, чтобы игры, просмотр фильмов или чтение каких-то постов склонили его к совершению таких поступков", - отметила Анастасия Стеблянко.

Иллюстративное фото: elements.envato.com

Психолог Райса Байдалиева также отмечает, что игры могут лишь усилить психопатологические причины, но они не являются первопричиной нарушений. А причинами нарушений могут быть особенности развития и среда.

"Можно сколько угодно гадать, что явилось конкретной причиной трагического события в Петропавловске, окончательный ответ должны дать следствие и психиатрическая экспертиза. Разумеется, причины следует искать в состоянии подростка. Психическое состояние подростка зависит от множества факторов и, разумеется, от особенностей взаимодействия с другими людьми, со сверстниками. Низкий уровень социально-психологической адаптированности имеет множество причин: особенности развития, среда, социальный статус, какие способы разрешения проблемных ситуаций сформированы. То, что в этом конкретном случае повлияло на подростка: нарушение идентичности, повышенная внушаемость, нарушение каких-либо других процессов, выяснит следствие", - рассказала Райса Байдалиева.

Напомним, что в Петропавловске произошло ЧП в школе № 4. Один из учеников 9-го класса пронес в школу топор и нож и до начала уроков напал на старшеклассников.

В прокуратуре сообщили, что, по предварительным данным, нападавший состоит на психиатрическом учете.

Позже в социальных сетях появилась фотография маски и топора, которые, предположительно, использовал нападавший.

Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги - читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети