17 апреля 2015 | 14:07

Наказание за вброс бюллетеней в РК международные эксперты считают незначительным

Фото Турар Казангапов ©

Казахстанское законодательство, регулирующее вопросы выборов, может быть еще более совершенным. Такое мнение высказал эксперт Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников МПА СНГ Алексей Карцов, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Казахстанское законодательство, регулирующее вопросы выборов, может быть еще более совершенным. Такое мнение высказал эксперт Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников МПА СНГ Алексей Карцов, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

"Нормативное регулирование выборов в Республике Казахстан обладает потенциалом для дальнейшего совершенствования в целях более тщательного соблюдения международных обязательств в электоральной сфере", - заявил Карцов на международной конференции в Астане, посвященной 20-летию Конституции РК.

Реклама
Реклама

"(...) представляется не вполне соответствующей опасности правонарушения установленная за него мера ответственности. Речь идет о выдаче избирательных бюллетеней в целях предоставления возможности голосования за других лиц. Согласно статьи 110 нового КоАП, это незначительный штраф в размере 25 МРП, особенно с учетом того, что выдача многих бюллетеней в одни руки является одним из способов электоральных злоупотреблений", - сообщил Карцов.

Он обратил внимание и на то, что по национальному праву не являются преступлением ни действие члена участковой избирательной комиссии, выдающего бюллетени ненадлежащим лицам, ни действия последних по вбросу бюллетеней в избирательную урну. "За это тоже полагается административный штраф, потому что эти деяния квалифицируются, как административные правонарушения. Более того, не является преступлением не в отдельности, ни даже в сочетании с выше перечисленными действиями, внесение изменений в списки избирателей уже после начала подсчета голосов, преследующее, как правило, в подобных случаях цель сокрыть признаки произошедшего злоупотребления. За это деяние равным образом назначают административный штраф, причем еще меньшего размера", - отметил эксперт.

Он подчеркнул, что среди наказаний, назначаемых в РК за административное правонарушение, отсутствует лишение специального права быть членом избирательных комиссий, потому что права лишения их возможно предусмотрено в КоАП методом закрытого списка. "Отсюда вытекает, что неоднократность привлечения к административной ответственности за искажение результата состоявшегося голосования никак не препятствует соответствующему лицу и впредь работать в системе избирательных комиссий", - заметил Карцов.

Он коснулся и вопроса лишения пассивного избирательного права. По его словам, такого права в Казахстане лишаются пожизненно граждане, совершившие весьма широкий круг коррупционных преступлений и правонарушений.

"(...) было бы желательно сократить перечень коррупционных деяний, являющихся основаниями для лишения пассивного избирательного права, по крайней мере за счет административных правонарушений. С другой стороны, этот перечень мог бы быть расширен за счет лиц, совершивших электоральные преступления, то есть осужденных за фальсификацию результатов голосования. В мировой практике, как правило, это основание является поводом для ограничения или пожизненного лишения пассивного избирательного права", - заключил эксперт.

Вместе с тем он отметил, что все отмеченные им моменты нисколько не меняют общего вывода: избирательное законодательство РК в целом обеспечивает соблюдение международных обязательств. И добавил, что национальным правом РК в целом обеспечиваются равные условия для участников избирательного процесса.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram