Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблай Мырзахметов перешел в наступление на чиновников и бюрократию, передает корреспондент Tengrinews.kz. На организованном в Астане брифинге глава Нацпалаты озвучил наиболее острые проблемы предпринимателей и пути их решения.
Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблай Мырзахметов перешел в наступление на чиновников и бюрократию, передает корреспондент Tengrinews.kz. На организованном в Астане брифинге глава Нацпалаты озвучил наиболее острые проблемы предпринимателей и пути их решения.
Первыми под "раздачу" главы НПП попали акимы и их заместители, которых Мырзахметов обвинил ни много ни мало в дискредитации госпрограмм. В частности, "Дорожной карты бизнеса". В регионах зачастую вопрос одобрения субсидирования ставки по кредитам, одного из самых востребованных инструментов госпрограммы "Дорожная карта бизнеса", - необоснованно затягивается, заявил он.
"Банк рекомендует компанию как нормального клиента. Затем вопрос передается в региональные координационные советы, которые возглавляет аким или же его заместитель. Они заседают тогда, когда им удобно. Предприниматель пишет нам жалобу: получил одобрение банка, но два месяца ушло на ожидание того, когда этот региональный совет соберется, согласует и передаст документы в фонд "Даму", чтобы получить субсидирование", - сказал он, выступая на заседании Совета по защите прав предпринимателей.
По словам Мырзахметова, большой вопрос вызывают составы данных комиссий, в которые входит от 12 до 60 человек. "По каким критериям и квотам подобраны люди? Это все вызывает вопросы. За редким исключением заседают сами чиновники. О какой активности, о какой мотивации бизнеса можно говорить? Идет дискредитация государственных программ", - заявил Аблай Мырзахметов.
Следующим пунктом после субсидирования кредитных ставок стали госзакупки. Глава НПП напомнил, что с 2015 года должен вступить в силу новый закон, который будет регулировать отношения бизнеса и государства в этой сфере и предполагает существенные изменения.
"Главный аспект законопроекта - реальная имплементация общественного контроля. В чем она заключается? Все проблемы в госзакупках начинаются на уровне подготовки техспецификаций. Этот уровень никем не контролируется. Вот какой факт приводит Восточно-казахстанская палата предпринимателей: чтобы построить детский сад в районном центре, компания должна обладать 15 башенными кранами. Но это не отвечает никакой логике. И к разработке таких параметров при закупке никто не допущен. А потом нас приглашают на комиссию, но там понятен уже победитель - у кого 15 кранов на балансе. Но это же абсурдные нормы. И мы должны взять это на контроль", - считает Мырзахметов.
Вопрос госзакупок, по мнению председателя правления НПП, относится и к фонду "Самрук-Казына", так как треть закупок объемом более 3 триллионов тенге проводят именно национальные компании. По словам председателя правления НПП, предприниматели часто обращаются в палату с жалобами на нарушения при проведении электронных торгов.
"Нам говорят, что все переведено на электронный формат, там злоупотреблений не может быть. Ничего подобного! Наши факты, анализ показывают, что некоторые администраторы открывают площадку по электронным торгам с 10 до 12 ночи. То есть придумывают массу новелл, чтобы обойти эти площадки", - привел он пример.
Кроме того, администраторы торгов по закупкам порой злоупотребляют таким механизмом, как реестр так называемых недобросовестных поставщиков. "Это бич для бизнеса. Мы в прошлом году несколько судебных процессов выиграли. По новому законодательству реестр будет вести Палата. Мы сами разберемся: кто демпингует, кто строит "Бесобу", а кто и нормально строит. То есть не будет администратор решать - кого допускать к тендеру, а кого нет", - заявил Мырзахметов.
Досталось и Министерству сельского хозяйства по вопросам распределения сельхозсубсидий, а именно региональных комиссий, где по заявлению главы НПП, отсутствует прозрачность и общественный контроль, а НПП, имеющая законные полномочия, не приглашена и не может участвовать в их работе. Он привел цепочку взаимоотношений от Министерства сельского хозяйства, регулирующего вопросы предоставления субсидий, до конечного фермера.
"В два раза Минсельхоз увеличивает бюджет на эти цели. По идее, предприниматель должен получить субсидии. Далее это спускается в акиматы, в комиссии по выделению субсидий. Комиссии из 5-7 человек. Возглавляются они, как правило, заместителем акима по аграрным вопросам. Какие жалобы мы имеем? Во-первых, работа непрозрачна. Не вывешиваются ни протоколы, ни то, кому и сколько выделено. Денег, понятно, на всех не хватает. В этих условиях комиссия должна работать открыто", - считает председатель правления НПП.
Одним словом охарактеризовал Мырзахметов и сроки предоставления субсидий аграриям. Например, перед посевной кампанией, когда деньги нужны в марте-апреле, а зачастую помощь оказывается только во второй половине года. "Это безобразие!" - сказал Мырзахметов.
Недовольны представители аграрного сектора и тем, что субсидии ежегодно порой получают одни и те же компании. "Из года в год субсидии получают одни и те же компании. Мы понимаем, что это тоже предприниматели. Но мы хотим понять - в чем любовь этих комиссий к отдельным компаниям?" - подчеркнул он. "Мы приложим все усилия, чтобы разобраться в этом. Более 200 миллиардов тенге ежегодно выделяются по разным каналам на поддержку агропромышленного комплекса, субсидии примерно на 60 миллиардов застревают в этих комиссиях", - резюмировал Аблай Мырзахметов.