Министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов объяснил, почему количество полицейских в Казахстане превышает нормы, которыми руководствуются в других странах, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов объяснил, почему количество полицейских в Казахстане превышает нормы, которыми руководствуются в других странах, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Во время обсуждения законопроекта, касающегося деятельности местной полицейской службы, сенатор Мурат Бактиярулы, обратился к главе МВД с вопросом относительно количества и качества этих полицейских.
"ООН в прошлом году проводило исследование, и там во многих странах мира на 100 тысяч человек приходится по 100 (полицейских - Прим.автора). А у нас по 600 приходится", - отметил депутат.
"Это спорный вопрос в отношении того, сколько должно быть полицейских на определенное количество людей. Мы изучали. В Америке, например, шерифов не считают полицейскими, хотя их огромное количество. Но это один подход. Второй - никто не принимает во внимание территорию. Территория у нас огромная, у нас между поселками такие километры, что если мы будем по количеству жителей брать, то этот бедный участковый за месяц не объедет свою территорию. Поэтому мы даем в законе право нашим акимам увеличивать количество местной полиции. То есть они уже будут решать самостоятельно, потому что они постоянно к нам обращаются", - объяснил ситуацию министр.
Сенатор также посчитал нужным поделиться с главой МВД наблюдением, что за рубежом нет столько полицейских на дорогах.
"Мы объединили две службы в прошлом году - патрульную и дорожную. На дороге очень много полицейских. За рубежом, допустим, по дороге мы никого из полицейских не видим. Может быть, надо было уделить больше внимания не количеству, а качеству, и увеличить количество камер видеонаблюдения?" - поинтересовался депутат.
"Сейчас будут решать вопросы - ставить будут видеокамеры. Там, где техника - мы снимаем полицейских однозначно. Но там, где нет техники - мы вынуждены ставить полицейских. Поэтому этот вопрос будет в комплексе решаться", - пояснил Касымов.
Отметим, что ранее среди депутатов Мажилиса Парламента озвучивалось мнение, что новый закон о местной полиции приведет к росту числа полицейских с жезлами на дорогах.
Что касается самого законопроекта, то согласно его нормам, создание местной полицейской службы будет проводиться путем оптимизации структуры органов внутренних дел с объединением в ее составе подразделений участковых инспекторов, дорожно-патрульной, ювенальной, природоохранной полиции, полиции по защите женщин от насилия, приемников-распределителей и специальных приемников.
"Согласно концепции законопроекта, местная полицейская служба структурно входит в единую систему органов внутренних дел, а ее сотрудники, равно как и сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, будут иметь единый правовой статус, включая условия прохождения службы, а также социальные и правовые гарантии", - заявил министр.
В проекте закрепляется компетенция начальника местной полицейской службы и его заместителя рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.
Закрепляется отчетность руководителей местной полицейской службы перед местным сообществом: не реже двух раз в год перед акиматами и маслихатами, и один раз в год перед населением.
Назначение руководителя местной полицейской службы области будет осуществляться по представлению Министерства внутренних дела акимом области с согласия депутатов маслихата.
"Министр представляет на имя акима кандидатуру на пост начальника областной местной полицейской службы, аким ее согласовывает с маслихатом и вносит постановление. Это постановление потом направляется в МВД, и мы его дублируем приказом своим. Районных и городских начальников будет назначать тоже аким своим постановлением. Уже назначенный областной местный полицейский идет в район, согласовывает с районным акимом, с маслихатом и представляет его акиму. Аким после вынесения постановления отдает его начальнику ДВД, начальник ДВД дублирует приказом, и все вопросы по назначению, по зарплате - все решается по приказу", - попытался объяснить Касымов депутатам механизм назначения глав местной полиции.
Он также отметил, что за областным акимом и за районными маслихатами остается право инсценировать вопрос об освобождении начальника за ненадлежащую работу.
Такой механизм показался спикеру палаты Касым-Жомарту Токаеву по меньшей мере сложным.
"Не кажется ли вам, что это запутанная система: кто кому подчиняется и как кто кого назначает?" - сказал Токаев.
"Я согласен, что здесь есть вопросы, сложности, но мы исходили из того, что у нас есть несколько законов, которые обязывают местные исполнительные органы выполнять функции по охране общественного порядка, обеспечения дорожной безопасности..." - попытался ответить Касымов.
"Сомнения остаются. Самое плохое в системе управления - это двойное подчинение. Поэтому, конечно, мы согласимся с вариантом правительства, но в будущем, я думаю, придется возвращаться к этому вопросу", - сказал Токаев.
Отметим, что этот законопроект со своими поправками Сенат вернул в Мажилис.
Добавим, что к компетенции местной полицейской службы будут отнесены профилактика правонарушений, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение уголовных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях и досудебное расследование в протокольной форме по уголовным проступкам.
Предполагается, что начальник местной полиции области, города республиканского значения и столицы будет назначаться сроком на пять лет с возможностью продления.