Идею создания музея уникальных автомобилей, сдаваемых на утилизацию, обсуждают в Казахстане. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказала руководитель отдела реализации проекта ВЭТС Рыскуль Есдаулетова на пресс-конференции в Алматы, посвященной итогам авторынка в 2017 году.
Идею создания музея уникальных автомобилей, сдаваемых на утилизацию, обсуждают в Казахстане. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказала руководитель отдела реализации проекта ВЭТС Рыскуль Есдаулетова на пресс-конференции в Алматы, посвященной итогам авторынка в 2017 году.
Она рассказала, что самый старый на текущий момент сданный автомобиль - "Москвич" 1946 года выпуска - уже около года хранится в пункте сбора в Семее.
"Это такой уникальный экземпляр, можно сказать раритет. Его сдал в начале 2017 года частный владелец и получил 150 тысяч тенге - по полной комплектации. Пока мы не готовили его к утилизации: шины и стекла не снимали. Он в каком виде был принят, так и стоит. У него даже техпаспорт есть. Никакого проекта пока нет, но мы планируем создать некий музей для таких автомобилей, если, конечно, нам одобрят, поддержат в этом плане", - сообщила Есдаулетова.
Вместе с тем она отметила, что средний возраст сдаваемых на утилизацию автомобилей составляет 25-35 лет. При этом встречаются и новые автомобили, в том числе 2017 года.
"Бывают машины после аварии. Или поврежденные при перевозке - дилерские центры не могут такие продавать. В целом программа пользуется бешеным спросом. Лидирует южный регион. Всего с ноября 2016 года по конец 2017 года собрали 39 838 автомобилей по программе выкупа. В Казахстане было создано 17 пунктов накопления", - отметила руководитель отдела реализации проекта ВЭТС.
Водитель получает по программе, в зависимости от категории сданного автомобиля, скидку на покупку нового - от 315 до 650 тысяч тенге. Всего было собрано порядка восьми тысяч автомобилей. Населением на данный момент использовано пять тысяч сертификатов. Отметим, что сертификат действует до одного года, при этом его можно два раза перерегистрировать на других лиц. Как было отмечено, пока в Казахстане приобретались лишь легковые авто.
В свою очередь член совета директоров АКАБ Анар Макашева прокомментировала для Tengrinews.kz ситуацию со старыми автомобилям на дорогах. Она привела данные о том, что выбытие старого парка за год в Казахстане составляет порядка 0,37 процента. Сейчас парк старых легковых авто в Казахстане составляет более пяти миллионов единиц.
"Эти старые автомобили перепродаются внутри нашего рынка. Благодаря системе утилизации, которая сейчас уже внедрилась, мы надеемся, что выбытие из парка пойдет более быстрыми темпами. Несколько десятков тысяч автомобилей "Оператор "РОП" принял от населения, чтобы сдать на дальнейшую утилизацию. Мы считаем, что в целом выбытие старых авто из парка должно быть порядка 2-3 процентов, не меньше, ежегодно. Это нормальное движение рынка в европейских странах. Есть куда стремиться и по количеству машин на душу населения. В Казахстане это 200 единиц на 1 000 человек, в развитых странах - 500 авто на 1 000 человек", - сказала Макашева.
Также, по ее информации, в 2017 году импорт новых авто в РК был отмечен на уровне 180 тысяч единиц, что выше на 80 тысяч, чем 10 лет назад. Подержанные машины фактически не ввозятся.