Казахстанка Кызгалдак Байсаханова провела 10 лет в рабстве на плантациях Узбекистана. Ей удалось сбежать от мучителей и вернуться на родину. В 2010 году она приехала домой с 67-ю переломами костей и двухлетним ребенком.
Казахстанка Кызгалдак Байсаханова провела 10 лет в рабстве на плантациях Узбекистана. Ей удалось сбежать от мучителей и вернуться на родину. В 2010 году она приехала домой с 67-ю переломами костей и двухлетним ребенком.
Но и здесь ее ждали не лучшие новости. За эти годы умерли отец и сестренка женщины, а единственное жилье семьи в Каскелене продали как бесхозное. Как в XXI веке люди попадают в рабство, читайте в материале Tengrinews.kz.
В 2000 году 23-летнюю Кызгалдак Байсаханову пригласили на якобы хорошую работу в Ташкенте. Девушка в это время как раз лишилась места в строительной компании. К тому же она больше не хотела жить с отцом, с которым постоянно ругалась. Поэтому решение ехать приняла сразу.
"Поехали пять моих одноклассников и я, согласились из-за хорошей зарплаты. В итоге в живых только я и осталась.
В Ташкенте первый день мы ночевали в гостинице. Ночью к нам приехали люди в форме полиции, потребовали паспорта. Но я сразу почувствовала неладное. У меня характер буйный, не отдала им документ. Лишь поэтому они не смогли меня продать в Эмираты заниматься проституцией. Но меня с двумя пацанами продали каким-то сектантам. Я попала на плантации Узбекистана на границе с Афганистаном.
В рабстве мы работали в теплице, хлопок собирали, кирпичи таскали, камни разбивали. Честно, все это мне очень тяжело вспоминать. Бывало били, ну а как еще в рабстве держат людей?" - со вздохом спрашивает она.
Но этот вопрос риторический. Кызгалдак не рассказывает больше подробностей жизни в рабстве - просто не может. Лишь добавляет, что врачи насчитали у нее 67 переломов костей, которые срослись неправильно.
А еще в 2008 году она родила дочь.
"В 2010 году, бог как-то помог, я смогла убежать. Добралась до Ташкента и обратилась в полицию. Меня приняли, но моего ребенка забрали, дочка жила у них в детдоме. Через семь месяцев наше посольство приехало, и нас вернули в 2011 году в Казахстан.
Когда я приехала в Каскелен, узнала, что в моем доме уже другие люди живут. Оказывается, сестренка покончила жизнь самоубийством, а следом умер и мой отец в 2006 году. А меня, оказывается, в 2004 году "похоронили", - рассказывает она.
Кызгалдак пыталась вернуть жилье, которое принадлежало ее отцу. Даже обратилась в суд.
"Хозяева рассказали, что наш дом был бесхозным. Я собирала документы, ходила в архив, но бумаг, доказывающих, что дом наш, не было. Если бы были коммунальные счета хотя бы, но даже и этого не было", - делится она.
Сейчас Кызгалдак Байсахановой 43 года, а ее дочери 12 лет. Они арендуют в Каскелене землянку.
"Работала 15 дней через 15 уборщиком улиц. Акимат дал эту работу на шесть месяцев, они уже закончились.
Сейчас подрабатываю, как могу. Я не хочу, чтобы моя дочка шла плохой дорогой. Я аморальную жизнь не веду, не пью, проституцией не занимаюсь - ненавижу такие вещи. Я тружусь добросовестно, никакой работой не брезгую. Я хочу дочке купить жилье, больше ничего не нужно, ради нее живу", - признается она.
Молчала и работала. Сирота провела 16 лет в рабстве в Алматинской области
Помочь Кызгалдак вызвались в фонде "Әділ".
"Ко мне обратились волонтеры и рассказали о жизни Кызгалдак. Я выехала к ней в гости, познакомились с ней, она пригласила выпить чаю. За столом мы очень долго с ней разговаривали. Но слушать просто не получилось. Я начала плакать и обняла ее. Я держала ее в объятиях, пока она не перестала плакать и говорить о боли, которую она перенесла. Позже я изучила ее документы.
Сходила в местный акимат, где мне подтвердили, что она была в рабстве. Но они не могут ей помочь, пока нет финансирования. После ответа акимата я решила взять ее на попечение своего фонда", - рассказала руководитель фонда "Әділ" Оксана Маралова.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Увы, трудности в жизни женщины еще не закончены: недавно у нее выявили рак костей - скорей всего, это последствия тяжелой жизни и переломов. Сейчас она получает химиотерапию. Лечение в лучшем случае будет длиться год.
О худшем даже говорить не хочется.
Желающие помочь Кызгалдак могут обратиться по телефонам +7 707 555 26 76 , +7 778 169 46 91, +7 701 764 00 64.