Министр образования и науки Казахстана Куляш Шамшидинова объяснила, почему дети должны идти в школу с шести лет, передает Tengrinews.kz.
Министр образования и науки Казахстана Куляш Шамшидинова объяснила, почему дети должны идти в школу с шести лет, передает Tengrinews.kz.
Она ответила на обращение матери шестилетнего ребенка. Ее сын, как заявляет женщина, не готов по три с половиной часа сидеть за партой, выполнять задания и инструкции, которые в шесть лет ему будут не по силам.
"Зато через год он и самостоятельно сможет с ними разобраться. Почему, сидя в одном классе с 7-летними детьми (те дети, которые в прошлом году в шесть лет счастливо избежали участи быть первоклассниками), он постоянно будет отстающим? Почему нет индивидуального подхода? Одни шестилетки готовы стать первоклассниками, а у других еще на сформирована эмоционально-волевая готовность к обучению в школе! Все очень индивидуально, нельзя всех стричь под одну гребенку! Есть ли возможность у родителей определить 6-летнего ребенка в 0-й класс, а не в первый, на 2019-2020 учебный год?" - спрашивает женщина.
Как понять, что ребенок готов идти в школу? Советы психолога
Министр образования и науки Казахстана Куляш Шамшидинова. Фото ©Турар Казангапов
Министр образования отметила, что по закону ребенок обязан пойти в школу, если ему на 1 сентября исполнилось шесть лет.
"Согласно пункту 1 статьи 31 Закона Республики Казахстан "Об образовании" на обучение в 1-й класс принимаются дети с шести лет. Данная норма вступила в действие с 1 января 2019 года. Изучен международный опыт обучения детей раннего возраста. По данным ЮНЕСКО, обучение с 6-летнего возраста начинается в 134 странах мира из 204 (65,7 процента), а обучение с 7-летнего возраста - в 42 странах (20,6 процента). Например, обучение с 6-летнего возраста начинается в таких странах, как Китай, Южная Корея, Сингапур, Япония, Канада", - привела пример Шамшидинова.
Глава министерства рассказала, что в 2018 году Национальная академия образования имени Алтынсарина провела опрос на тему "Раннее развитие детей: проблемы и поиск решения", результаты которого показали, что предшкольную подготовку пятилетних детей следует осуществлять в дошкольных организациях и прием в первый класс должен осуществляться с шести лет.
Фото ©Турар Казангапов
"По мнению ученых, преимуществом обучения шестилетних детей и обоснованием обучения с шести лет являются: желание у шестилетних детей учиться, их любознательность и развитое воображение, особенности когнитивного и психического развития, когда активно развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка и детям данного возраста все интересно и познавательно. У детей шести лет уже формируется устойчивость внимания, восприятие словесной инструкции, координация движений. К шести годам словарный запас ребенка составляет около 4 000 слов", - заявила министр.
"Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ, без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи, ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра). Предшкольная подготовка детей осуществляется в семье, дошкольных организациях либо в предшкольных классах общеобразовательных школ. Шестилетние дети, посещавшие дошкольные организации, готовы к обучению по типовым учебным программам начального уровня образования", - добавила Шамшидинова.
Стоит отметить, что доступного пояснения о том, будут ли учиться 12 лет дети, поступающие в школу с шести лет, нет. В Управлении образования Нур-Султана по этому поводу ранее поясняли следующее.
"Поэтапный переход на обновленное содержание образования по плану будет реализован в 2020 году (0+4, то есть нулевые классы войдут в уровень начального образования). Таким образом, в 2020 году будет завершен переход на 12-летнее образование. В настоящее время в действующей редакции закона "Об образовании" нулевые классы не входят в уровень начального образования. В связи с чем МОН будет вносить изменения в закон "Об образовании", - говорится в ответе управления образования.