19 июня 2017 | 13:16

"Ложки вернули, а осадок остался" - Келимбетов об инвестициях ЕНПФ в азербайджанский банк

Павел Атоянц Журналист
Фото Турар Казангапов©

Кайрат Келимбетов вошел в состав ЕНПФ, чтобы вернуть в полном объеме средства, вложенные в облигации Международного банка Азербайджана. В интервью главе попечительского совета ОФ "Финансовая свобода" Боте Жумановой и политологу Досыму Сатпаеву экс-глава Нацбанка РК сказал, что в итоге пенсионные деньги вернутся "практически без потерь", передает корреспондент Tengrinews.kz.  

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кайрат Келимбетов вошел в состав ЕНПФ, чтобы вернуть в полном объеме средства, вложенные в облигации Международного банка Азербайджана. В интервью главе попечительского совета ОФ "Финансовая свобода" Боте Жумановой и политологу Досыму Сатпаеву экс-глава Нацбанка РК сказал, что в итоге пенсионные деньги вернутся "практически без потерь", передает корреспондент Tengrinews.kz.  

По словам Келимбетова, на момент инвестиции цена на нефть была в диапазоне 80-90 долларов за баррель, и никто не ожидал глубокого падения нефтяных котировок, введения санкции против России и падения рубля. Кроме того, 52 процента банка принадлежало Министерству финансов, а резервы нефтяного фонда в Азербайджане составляли 49 миллиардов долларов.

Реклама
Реклама

"В банк было проинвестировано в 2015 году восемь миллиардов со стороны азербайджанского правительства. Сам нефтяной фонд проинвестировал миллиард долларов. Государство поддерживало и говорило: "Мы всегда будем поддерживать этот банк". Здесь все нормально, это практически квазигосударственный сектор. Вторая девальвация маната произошла в декабре 2015 года. Октябрь 2014 и декабрь 2015 года - это две разные эпохи как для Казахстана, так и для Азербайджана. Началось ухудшение портфеля (...)", - объяснил, почему было принято решение инвестировать в банк Азербайджана, Келимбетов.  

Сама инвестиционная декларация была утверждена правлением, при чем за нее проголосовал положительно и нынешний председатель Нацбанка Данияр Акишев. Впрочем, Келимбетов подчеркнул, что не хотел бы играть в игру "три пакета".

"Нынешний председатель также был членом правления и, насколько я помню, проголосовал за нее положительно. И вообще в октябре 2014 года он курировал этот департамент. Если уж говорить "та команда, эта команда"... Я не всегда понимаю, когда мы любим играть в такую игру про три пакета. Президент любит ее рассказывать на совещаниях. Любому начальнику дают три пакета. Первый пакет – вали все на предыдущего, второй – что-нибудь придумай, а третий – готовь три пакета. Но у этого есть своя карма. Все время в одну сторону можно говорит, но я не любитель, ни в предшествующую, ни в последующую. Есть процедуры, они не были нарушены", – заявил Келимбетов.

Вместе с тем он отметил, что вместе с Нацбанком РК в азербайджанский банк инвестировали глобальные игроки: J.P Morgan, Credit Suisse,  Commerc Bank, инвестиционный трейдер Cargill и немецкие банки. 

В настоящий момент,  по словам члена совета директоров ЕНПФ, азербайджанская сторона позитивно относится к вопросу возврата денег. При этом, что важно, заемщик сменился, и это уже не азербайджанский банк, а правительство и Министерство финансов. 

"Это как в том анекдоте. Помните, пришли теща с тестем в гости. Ушли, пропали ложки. Потом ложки, оказывается, нашлись, но осадок остался. Я хотел бы в терминах этого анекдота сказать - ложки на месте. Из-за этого весь ход дискуссии должен поменяться. Деньги в полном объеме будут возвращены в ЕНПФ по специальной схеме. Теперь основным должником нашим будет правительство Азербайджана", - отметил Келимбетов.

"Я был привлечен (в совет директоров ЕНПФ - прим. ред.) по поручению правительства в качестве члена переговорной команды. Это произошло буквально перед голосованием 23 мая. Для того чтобы иметь полное право участвовать в голосовании, я был кооптирован в состав ЕНПФ, чтобы вернуть в полном объеме средства, вложенные в облигации азербайджанского банка, и они будут возвращены. Только это одна конкретная цель", - пояснил свое вхождение в совет директоров ЕНПФ Келимбетов.

Он опроверг данные о том, что Нацбанк РК купил еврооблигацации на сумму 79 миллиардов тенге. Как рассказал в интервью Келимбетов, в октябре 2014 года были инвестированы чуть выше 45 миллиардов тенге.  

"И теперь самое интересное.  Если вы помните, курс тогда был 180. Поэтому были куплены 250 миллионов долларов. То есть если говорить в этих терминах на все эти годы, то, во-первых, все эти деньги в октябре 2014 года были уже защищены от уже проведенных девальваций и от всех тех будущих девальваций, которые предстоят. И они уже начали выплачиваться. На сегодняшний день уже 50 миллионов  долларов по купонным выплатам вернулись. По сегодняшнему курсу это 17 миллиардов тенге из 45 миллиардов вложенных - больше трети. В долларовом выражении у нас практически никаких потерь нет, а в тенговом выражении у нас огромный плюс. Все равно что мы в октябре 2014 года инвестировали в 18-летние еврооблигации Азербайджана под 4 процента", - привел расчеты Келимбетов. 

Также он сообщил, что в начале следующей недели азербайджанским банком будет разослано предложение всем кредиторам о начале процесса голосования по процессу реструктуризации. Если план реструктуризации поддержит кредиторское сообщество, а для этого будет достаточно 60 процентов голосов,  тогда реструктуризация состоится. Итоги голосования станут известны до середины июля, и если все будет нормально, то в августе произойдет обмен старых бумаг на новые.  

Келимбетов напомним, что 23 мая на встрече в Лондоне кредиторам были предложены три опции: снижение основного долга на определенный процент выплаты в течение определенного периода; продление выплат на небольшой период и смена старых облигаций на новые облигации Международного  банка Азербайджана. 

"В первых двух случаях обмен идет на еврооблигации азербайджайного правительства или министерства финансов. Очень важно, что меняется заемщик. Я в данном случае считаю, что нас устраивает вторая опция", - прокомментировал член совета директоров АО "ЕНПФ" Кайрат Келимбетов.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram