Эксперт и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz оценил шансы среднестатистического казахстанца на участие в программе льготного автокредитования, а также рассказал о ситуации в автосалонах страны на сегодняшний день.
Эксперт и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz оценил шансы среднестатистического казахстанца на участие в программе льготного автокредитования, а также рассказал о ситуации в автосалонах страны на сегодняшний день.
100 миллиардов - это много?
Бывший оператор утилизационного сбора за пять лет работы аккумулировал около 600 миллиардов тенге, из них 100 миллиардов в ближайшие дни обещают направить на запуск программы льготного автокредитования казахстанцев.
"На первый взгляд выделенная сумма в 100 миллиардов может показаться фантастической. В действительности же, если учитывать, что в среднем на казахстанца будет выделяться по 10 миллионов тенге, программы хватит примерно лишь на 10 тысяч автомобилей. Что же касается спроса на авто в Казахстане, то в прошлом году на рынке было продано около 120 тысяч новых машин плюc, думаю, порядка 500-600 тысяч поддержанных. Удовлетворят ли эти 10 тысяч автомобилей реальный спрос казахстанцев на машины?" - задался вопросом эксперт.
Револьверная схема не поможет?
В январе в Министерстве индустрии и инфраструктурного допустили, что льготное автокредитование может быть запущено по револьверному принципу - когда ежемесячные платежи по кредитам возвращаются в программу и используются для финансирования следующих участников.
"Здесь мнения несколько разнятся. Насколько я знаю, револьверные условия в письменном виде нигде не были прописаны и у банков второго уровня на данный момент нет описания механизма процедуры. По крайней мере, в Ассоциации автомобильного бизнеса заявляли, что револьверной схемы не будет, а кто-то из чиновников утверждал обратное", - рассказал он.
Если программа все-таки будет работать по револьверной системе, в таком случае, конечно, больше казахстанцев сможет поучаствовать в программе, подтвердил глава Автомобильного союза.
"Другой вопрос - существенно ли больше казахстанцев сможет? Пока деньги участников "льготки", выплачивающих свои кредиты, накопятся по револьверной системе, сколько времени должно пройти? Выплаты ведь растягиваются на 7 лет", - заметил Эдоков.
Сказочное предложение в условиях дефицита
Эдуард Эдоков напомнил, что и до анонса программы по Казахстану наблюдались огромные очереди на машины в автосалонах. С запуском программы, по его мнению, получить желаемый автомобиль станет еще сложнее.
"Повышение цен на энергоносители и металлы, дефицит электрочипов, проблемы с логистикой, постпандемийные афтершоки - все эти базовые проблемы в производстве автомобилей по всему миру никуда не делись, а с ними и дефицит на автомобили с ежемесячным подорожанием", - отметил он.
Специалист подчеркнул, что на уже существующие факторы наложился геополитический кризис у соседей Казахстана.
"Часть новых автомобилей, которые покупал Казахстан, шла из России или через Россию. Последние события привели к остановке автомобильного производства у соседей. Кроме того, в Украине также остановились заводы по производству комплектующих для транспорта", - рассуждает эксперт.
Эдоков выразил уверенность, что часть спроса с российского рынка перекинется на Казахстан, что серьезно усугубит ситуацию в республике.
"Напомню, что спрос на машины в России, мягко говоря, немаленький. К примеру, в прошлом году в РФ было реализовано полтора миллиона новых автомобилей. Очевидно, что россияне начнут "пылесосить" казахстанский авторынок. Это еще больше усугубит и без того напряженную ситуацию с дефицитом автомобилей, очередями и ценами в автосалонах Казахстана. В текущих условиях машины в автосалонах могут начать прибавлять в цене по миллиону тенге в месяц", - сказал он.
Повлиять на ситуацию, по мнению эксперта, государство не сможет.
"Ну а что может сделать МИИР, например? Написать приказ: "Увеличьте производство автомобилей втрое - у нас тут льготное автокредитование"? Это так не работает. В производстве все между собой связано, и невозможно его нарастить по мановению волшебной палочки в рамках какого-то ведомства из-за запуска государственной льготной программы. Это экономика, промышленность", - подчеркнул он.
При этом глава Независимого автомобильного союза согласился, что анонсированные ранее условия программы - ставка в 4 процента, на 7 лет без первоначального взноса - действительно "сказочные".
"Программа на самом деле уникальная - взять кредит в банке под 4 процента при нашей инфляции в 15-20 процентов. Еще и при том, что Нацбанк недавно снова увеличил базовую ставку, и теперь коммерческие кредиты начинаются от 20 процентов годовых. Фантастика, по-другому не скажешь", - считает Эдуард Эдоков.
Каковы шансы у рядового казахстанца?
"Подводя итог, можно сказать, что 10 тысяч автомобилей должны быть "разыграны" среди сотен тысяч желающих в условиях острейшего дефицита, который и вовсе делает прогнозы продаж автомобилей по программе практически невозможными. Ко всему прочему, нельзя исключать того, что в подобных условиях банки второго уровня могут начать "за шоколадки" двигать людей в этой очереди ближе к первым десяти тысячам в списке. Повторюсь, 10 тысяч - это для Алматы даже критически мало, а эти кредиты нужно по всему Казахстану распределить. Каковы тут шансы... Думаю, что критически низкие", - заявил председатель Автомобильного союза.
Между тем, по некоторым данным, в очереди на льготные автокредиты уже числятся десятки тысяч казахстанцев, пытавшихся принять участие в прошлых запусках программы и ждавших своей очереди на 7-процентный кредит.
"При прошлом запуске льготного автокредитования государство выделяло деньги из бюджета, в этот раз средства со счетов частной компании. Наверное, с тех пор списки у банков второго уровня до сих пор есть. Продолжат ли выдавать кредиты по старому списку или же его обнулят - вопрос открытый. Остается ждать разъяснений", - сказал он.
Когда занимать очередь?
Чтобы попытать удачу, необходимо прийти в банк, участвующий в льготном кредитовании, объясняет эксперт.
"Как только станут известны банки второго уровня, принимающие участие в программе, нужно сразу бежать и писать заявление с просьбой о льготном кредите. Это небыстрая процедура: банк будет изучать ваш скоринг, платежеспособность, кредитную историю, ежемесячный доход и так далее. Вероятность, опять же, невысокая, но ведь шанс есть всегда", - заключил Эдуард Эдоков.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!