В распоряжении редакции Tengrinews.kz оказалось постановление апелляционного суда по делу о крушении самолета санавиации Ан-28 под Алматы, которое произошло осенью 2017 года. Согласно решению суда директор авиакомпании East Wing Виталий Масалитин повторно признан невиновным в авиакатастрофе близ Алматы.
В распоряжении редакции Tengrinews.kz оказалось постановление апелляционного суда по делу о крушении самолета санавиации Ан-28 под Алматы, которое произошло осенью 2017 года. Согласно решению суда директор авиакомпании East Wing Виталий Масалитин повторно признан невиновным в авиакатастрофе близ Алматы.
Приводя доводы в пользу своего решения, апелляционная коллегия ссылается на назначенную дополнительную экспертизу. Ее выводы были представлены в апреле этого года.
"Согласно выводам данной экспертизы, на фрагментах фонаря кабины Ан-28 имеются повреждения. Это излом стойки рамы переднего и бокового окна с правой стороны. Данные повреждения образовались до крушения судна спереди назад. Было воздействие неизвестного объекта, обладающего свойствами твердого тупого предмета, с ограниченной контактирующей поверхностью. Его масса составляет около 1,1 килограмма.
Остальные сквозные повреждения (разрыв и разлом на корпусе кабины пилотов и на фюзеляже) образовались в результате разрушения воздушного судна при контакте с наземными объектами, с поверхностью земли", - говорится в документе.
Отмечается, что во время полета после разрушения стойки рамы переднего и бокового окон образовался прорыв воздушной струи встречного потока ветра. Его скорость составляла 289 километров с давлением струи воздуха около 0,5 килограмм-силы на квадратный сантиметр, или 30-50 килопаскалей.
"Воздействие ударной волны в зоне ее избыточного давления у пилотов могло вызвать сотрясение головного мозга средней степени. Последнее могло привести к мгновенному нарушению сознания на срок от десятков секунд до получаса и более. Результат подобного состояния мог привести к неуправляемому полету и изменению эволюции воздушного судна (курса, высоты, скорости).
Фактические данные по делу, а именно свидетельские показания работников авиакомпании, заключения специалистов, судебных экспертов и их показания в суде, результаты осмотра места происшествия, установленные обстоятельства крушения самолета, и другие данные не подтверждают версию обвинения о технической причине крушения воздушного судна по вине руководства авиакомпании и ошибке пилотов", - сообщается в результатах экспертизы.
Напомним, инцидент произошел ровно четыре года назад в Илийском районе Алматинской области вблизи села Междуреченск. Вечером 3 октября 2017 года около 18.47 с радаров исчез самолет малой авиации Ан-28. Он пропал с локатора всего через 12 минут после взлета из Алматы. Позже воздушное судно санавиации обнаружили горящим в 28 километрах от аэропорта. В соцсетях появились фото и видео с места крушения, предположительный момент падения самолета попал на камеру наблюдения.
На борту находились пять человек: три члена экипажа и два медика, все они погибли на месте. По факту крушения Ан-28 было начато досудебное расследование. Дело было зарегистрировано по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Позже об инциденте высказались занимавший пост премьер-министра Бакытжан Сагинтаев, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек и аким Алматы Бауыржан Байбек.
"Взрыв. И сильная вспышка". Рассказ очевидцев с места крушения самолета под Алматы
В разбившемся самолете находился командир воздушного судна Геннадий Цой, второй пилот Евгений Кутафин, авиатехник Бейшибек Ахматбаев. Двое из них являлись гражданами Кыргызстана, это Цой и Ахматбаев. А Кутафин родом из Уральска. Отмечалось, что во время снижения самолета пилоты молчали.
Также на борту были известные казахстанские врачи: профессор, акушер-гинеколог Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Талгат Патсаев и врач-реаниматолог Научно-исследовательского института кардиологии и внутренних болезней Жанибек Артыкбаев.
Авиакатастрофа под Алматы. Что произошло?
После трагедии казахстанские медики поделились воспоминаниями о погибших коллегах. По их словам, профессор Патсаев был из династии врачей. В последнее время он подумывал перевестись в частную медицину, но не успел осуществить планы. А доктор Артыкбаев в тот злополучный день совершал свой 20-й вылет санавиацией. Незадолго до авиакатастрофы ему исполнилось 60 лет.
Погибший профессор и врач летели в Шымкент на консультацию, чтобы спасти 30-летнюю Мереке Козкенову: у нее возникли осложнения после рождения шестого ребенка. Она находилась на аппарате искусственной вентиляции легких. По ее состоянию позже провели дистанционную телемедицинскую консультацию, поэтому в Шымкент не стали отправлять второй борт санавиации. Тем не менее утром 8 октября женщина умерла, находясь в коме третьей степени с отеком мозга.
Что касается рухнувшего самолета, то он был произведен в Польше в 1990 году. На момент крушения ему было 27 лет. Данный Ан-28 принадлежал авиакомпании East Wing, которая за полгода до инцидента фигурировала в деле о взятке. Позже чиновники объяснили, почему продолжили сотрудничать со скандальной компанией.
После инцидента отечественные эксперты заявили, что авиация Казахстана находится в бедственном положении. А спустя почти три недели после авиакатастрофы в стране приостановили полеты всех Ан-28, которые принадлежали авиакомпании East Wing. Позже в январе 2018 года стало известно, что в Казахстане появится новая нацкомпания, которая будет контролировать безопасность полетов в стране.
Что мы знаем о санитарной авиации Казахстана?
Спустя три года в Илийском районном суде начался судебный процесс по громкому делу об авиакатастрофе. На скамье подсудимых оказался директор авиакомпании East Wing Виталий Масалитин. Его обвиняли в "Нарушении правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем смерть людей по неосторожности" и "Допуске лица к управлению воздушным судном, не имеющего право управления им".
По версии следствия, причиной катастрофы стали технические проблемы судна и ошибка пилота. Однако родные погибших летчиков считают, что разбившийся самолет санавиации могли обстрелять с земли. Как оказалось, маршрут Ан-28 проходил прямо над военным полигоном.
После такого заявления члены комиссии по расследованию катастрофы направили коллективное письмо в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Они потребовали провести новое расследование всех обстоятельств происшествия. А позже родственница другого пилота опровергла версию об обстреле судна и высказала свою версию трагедии.
Странные отверстия на фюзеляже Ан-28. Фото: газеты "Время"
Тем не менее в июне этого года суд оправдал директора авиакомпании East Wing Виталия Масалитина. Однако эксперты выяснили, что самолет столкнулся с неопознанным летательным аппаратом. Из заключения экспертов следует, что "самолет в ходе полета столкнулся с неопознанным летательным аппаратом с ограниченной контактирующей поверхностью, что привело к разгерметизации кабины пилотов и ударной волне в зоне ее избыточного давления". По мнению экспертов, это вызвало у пилотов сотрясение головного мозга, которое привело к мгновенному нарушению сознания на срок от 10 секунд до получаса и более".
В середине августа апелляционный суд Алматинской области оставил без изменения приговор первой инстанции.
Отметим, что 3 сентября 2021 года в аэропорту Алматы приземлился самолет с отказавшим двигателем. Отмечается, что воздушное судно якобы принадлежит авиакомпании, у которой в октябре 2017 года в пригороде Алматы упал другой самолет марки Ан-28.