Студенты вузов в Казахстане в 2020 году пережили тяжелые времена. Кроме перехода на онлайн-лекции, некоторым пришлось переходить в другой университет. Дело в том, что Министерство образования и науки всерьез взялось за улучшение качества обучения и в этом году лишило четыре вуза генеральных лицензий. Такие кардинальные меры пришлись не по нраву двум ректорам учебных заведений, поэтому до сих пор идут судебные разбирательства. Между тем известный PR-специалист и бизнесмен Нуркен Халыкберген раскритиковал МОН, он считает, что сокращение вузов приведет к удорожанию обучения. Что же происходит с высшим образованием в Казахстане, в материале Tengrinews.kz.
Студенты вузов в Казахстане в 2020 году пережили тяжелые времена. Кроме перехода на онлайн-лекции, некоторым пришлось переходить в другой университет. Дело в том, что Министерство образования и науки всерьез взялось за улучшение качества обучения и в этом году лишило четыре вуза генеральных лицензий. Такие кардинальные меры пришлись не по нраву двум ректорам учебных заведений, поэтому до сих пор идут судебные разбирательства. Между тем известный PR-специалист и бизнесмен Нуркен Халыкберген раскритиковал МОН, он считает, что сокращение вузов приведет к удорожанию обучения. Что же происходит с высшим образованием в Казахстане, в материале Tengrinews.kz.
"Ищут повод наказать"
Высшее образование в Казахстане далеко не на высшем уровне. Так считает PR-специалист и бизнесмен Нуркен Халыкберген.
"Иностранные компании или корпорации охотятся за специалистами с казахстанскими дипломами? Нет. В международном рейтинге знание английского языка населением наша страна входит хотя бы в первые 50 стран? Нет, мы на 93-м месте, обгоняем такие страны, как Руанда, Ирак, Иран.
Стремятся ли иностранцы получить казахстанский диплом о высшем образовании? Нет. Соседние Китай и Индия отправляют учиться за рубеж более 1,5 миллиона студентов, можем ли мы похвастать, что смогли забрать хотя бы один процент от этого рынка? Нет.
Более того, больше 50 тысяч казахстанских абитуриентов стремится поступать за рубеж, несмотря на более высокие цены на обучение и дополнительные траты на проезд и проживание", - заявил Халыкберген.
По его словам, есть несколько причин, по которым так происходит. Одна из них - в Казахстане нет официальных показателей качества образования.
"Можно много говорить о качестве, но как его оценивать и в чем это качество должно выражаться, никто из чиновников не хочет обсуждать. Ведь это продемонстрирует реальную цену их работы. Министры уже не первый десяток лет успешно докладывают нам об освоении годовых бюджетов, о количестве проверок в вузах, школах и другом, об увеличении размеров грантов, о количестве студентов, количестве поправок в законодательство, различные статистические показатели. Но все эти цифры абсолютно бесполезны и не влияют на качество знаний наших детей", - считает бизнесмен.
Сколько человек покинули Казахстан с начала года
Иллюстративное фото Pixabay.com
Вторая причина плачевного состояния образования в Казахстане, по мнению Нуркена Халыкбергана, заключается в том, что качество работы МОН проверяют работники этого же ведомства.
"В таких условиях нет объективного контроля. Поэтому всегда виноваты исключительно вузы. При этом МОН дает указания по развитию, одновременно управляет системой образования, проверяет и контролирует.
Для контроля и проверок используется запутанная и перегруженная нормативно-правовая система государственных требований и стандартов, чья главная цель - не улучшение знаний детей и повышение конкурентноспособности, а поиск предлогов для штрафов и наказаний", - добавил Халыкберген.
По его словам, сокращение числа вузов приведет к удорожанию обучения и сделает его недоступным для сельского населения. Специалист привел в пример ситуацию в США. Там, по его данным, на один вуз приходится 60 тысяч человек, в то время как в Казахстане - 300 тысяч.
Почему иностранцы выбирают программу PhD в Казахстане?
Кроме того, Нуркен Халыкберген считает, что влияют на качество и госстандарты образования.
"Соотношение преподавателей к количеству студентов, запрет онлайн-образования, требование наличия степени у преподавателей, отсутствие реальной академической свободы, бесконечные изменения в нормативных требованиях к персоналу, изменяющиеся правила документооборота - все это заставляет администрации высших учебных заведений тратить силы и ресурсы на бесконечные проверки и поддержку делопроизводства", - заявил он.
Бизнесмен также раскритиковал приказ МОН, в котором говорится, что минимальные затраты на одного платного студента должны составлять не менее 30 процентов от стоимости государственного образовательного заказа.
"Получается, что увеличение минимального размера государственного гранта до одного миллиона тенге влечет за собой увеличение минимальной стоимости коммерческого образования до 330 тысяч тенге. Ставить цены ниже этого порога казахстанские коммерческие вузы по данному приказу не имеют права. Вот такая скрытая инфляция прямо отражается на бюджете казахстанских семей", - резюмирует он.
Иллюстративное фото Pixabay.com
"Просто печатают дипломы"
Президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов рассказал, почему все же министерство лишает вузы лицензий. По его словам, чаще всего в учебных заведениях слабый набор студентов, мало специализированных преподавателей, говорит он.
"Министерство говорит им: "Смотрите, вы обучаете всего лишь пять человек". Ну что это пять человек? Кафедру не откроешь под них, преподавателей держать невыгодно, но некоторые держат. Ну и понятно, как здесь организовывается учебный процесс - дистанционно или свободный график. Поэтому сейчас министерство ведет оптимизацию. Многие вузы добровольно возвращают лицензии, а кто-то только через проверки", - рассказал он.
Но самая главная проблема таких вузов в том, что их выпускники не могут трудоустроиться по специальности, считает Рахман Алшанов.
"Атемекен" проводит опросы по работодателям и по вузам и смотрит, где трудоустройства нет. 20-30 процентов вузов имеют слабое трудоустройство. Чем они занимаются? Просто печатают дипломы?
Таким вузам предлагают объединиться или присоединиться к крупному университету. Либо преобразоваться в колледж, школу, детский сад, то есть выбрать более рентабельный бизнес.
Когда исчезнут ненужные специальности, то и не будет жалоб со стороны работодателей на выпускников, которые не отвечают требованиям. Одновременно родители будут спокойны, потому что не будут зря оплачивать учебу", - рассказал он.
Рахман Алшанов считает, что в казахстанских вузах необходимо наводить порядок, но при этом нужно использовать разумный подход.
"Проверяющие министерства не всегда правильно отражают требования, из-за которых могут отобрать лицензию. К примеру, какая ситуация в Университете дружбы народов имени Куатбекова. Там было замечание: не хватает учебников по техническим специальностям. Но в министерстве сами запретили перевод иностранных учебников на казахский язык. Как быть? Поэтому в суде вуз смог добиться отмены лицензии", - рассказал он.
Разделить МОН на два министерства предложили в Казахстане
Ответ МОН
Ранее в Министерстве образования и науки в ответ на официальный запрос корреспондента сообщили, что в этом году внеплановые проверки провели в 55 вузах из 128 по всей стране. В результате четыре учебных заведения закрылись полностью и еще 25 вузов вернули 74 приложения к лицензиям по отдельным профилям. Порядка 15 тысяч студентов продолжили обучение по родственным направлениям у себя в вузе или перешли в другие учебные заведения.
К этому дню лишены лицензий:
- Региональный социально-инновационный университет в Шымкента;
- Академия экономики и права имени Джолдасбекова;
- Казахская академия транспорта и коммуникаций имени Тынышпаева. В специализированном межрайонном административном суде Нур-Султана жалобу Академии оставили без удовлетворения.
Руководству университета дружбы народов имени академика Куатбекова удалось вернуть себе лицензию через суд. Однако МОН подало апелляционную жалобу.
"Сокращение количества вузов не повлияет на снижение числа грантов и стоимость обучения. При этом принимающий вуз учитывает направление подготовки, профиль образовательной программы, учебные достижения, а также случаи нарушения академической честности обучающимся", - отметили в ведомстве.
Иллюстративное фото Pixabay.com
В ведомстве сообщили, что сокращение числа вузов осуществляется по поручениям Нурсултана Назарбаева от 5 октября 2018 года Касыма Жомарта-Токаева от 2 сентября 2019 года.
В МОН рассказали, какие нарушения выявляли при проведении проверок:
- отсутствие сертификатов ЕНТ;
- несоответствия сертификатов ЕНТ по выбранному направлению подготовки;
- поступление без прохождения творческих экзаменов;
- ненадлежащая работа экзаменационных, апелляционных комиссий,
- незаконное снятие кандидатов с конкурса на должности преподавателей;
- несоответствие квалификационным требованиям, нарушение норм проведения конкурса;
- несоответствие утвержденным нормам по обеспечению вузом штатными преподавателями, с учеными и академическими степенями, званиями, несоответствие профилю преподаваемых дисциплин, отсутствие необходимых научных публикаций;
- необеспечение научно-исследовательской, научно-методической базой практик, несоблюдение санитарных норм, отсутствие заключений уполномоченных органов в области СЭС, пожарной безопасности, здравоохранения.
Напомним, ранее в МОН назвали 10 вузов-аутсайдеров 2020 года.
"В текущем году вузами-аутсайдерами стали и самые низкие позиции заняли университет "Сырдария" и шымкентский университет, международный гуманитарно-технический университет, университет "Астана", таразский инновационно-гуманитарный университет, университет дружбы народов имени академика Куатбекова, университет иностранных языков и деловой карьеры, казахско-русский международный университет, университет "Болашак" города Кызылорды, кызылординский гуманитарно-технический институт "Акмешит", - сообщила председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Гулзат Кобенова.
в 2019 году лицензии 10 казахстанских вузов приостановили.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!