Председатель Конституционного совета РК Игорь Рогов. Фото ©Ярослав Радловский
Конституционный совет (КС) разъяснил вопрос исчисления сроков по задержанию граждан и парламентским каникулам, передает корреспондент агентства КазТАГ. "Срок начала задержания следует исчислять с момента фактического задержания (граждан - КазТАГ), тогда когда человек реально лишен свободы, когда на улице подошли, сказали: пройдем. Вот с этого момента исчисляется этот срок", - сказал председатель КС Игорь Рогов по итогам рассмотрения обращения премьер-министра Карима Масимова. Напомним, что в своем обращении Масимов просил разъяснить, каково содержание понятия "задержание" и каков порядок исчисления начала и окончания срока задержания. "(Эксперты - КазТАГ) предлагали исчислять срок не с момента фактического задержания, а с того момента, когда составляли протокол о задержании. (Но ведь - КазТАГ) задержать могут и попросят пройти в отделение полиции утром, а оформить протокол вечером или на следующий день", - пояснил Рогов. По его словам, есть нормативное постановление Верховного суда, которое разъясняет, что понимать под сроком задержания, стоит ли считать минуты. Но оно по юридической силе ниже, чем сила закона. "Так вот, решение Конституционного совета, которое толкует эту конституционную норму, оно по юридической силе выше закона. Поэтому законодатель, формулируя соответствующие уголовно-процессуальные нормы, должен исходить из постановления КС", - пояснил он. Рогов напомнил, что моментом окончания срока задержания является истечение 72 часов непрерывно с момента его фактического задержания. Также Масимов просил ответить на вопрос: если парламент работает сессионно, может ли месячный срок для рассмотрения возражений Президента прерываться, если он совпадает с парламентскими каникулами. "С парламентскими каникулами была дискуссия, как быть. Президент получает закон, намерен внести возражения, а парламент на каникулах. Право парламента быть на каникулах предусмотрено в Конституции, и в Конституции установлен месячный срок для рассмотрения. Получается, чтобы преодолеть вето Президента, им надо собраться, но собраться они не могут, потому что для этого должны быть другие основания. Собрать их может только Президент, поэтому Конституционный совет дал толкование, что этот срок может прерываться", - продолжил Рогов. По его словам, отчасти этот вопрос уже решен в законе "О парламенте и статусе депутатов", где говорится, что Президент направляет свои возражения в первый день открытия сессии, но возможны и другие варианты этого решения. КС также постановил, что конституционный срок, исчисляемый в месяцах, начинается со дня календарной даты, которой определено его начало, или со дня наступления события, а истекает в соответствующий день последнего месяца срока. В свою очередь конституционный срок, исчисляемый в днях, начинается со дня наступления события и истекает в последний день установленного периода. Срок в годах исчисляется со дня календарной даты, которой определено его начало, или со дня наступления события. Истекает этот срок в соответствующий месяц и число последнего года срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Понятие "год" применительно к пункту 7 статьи 61 Конституции следует понимать как текущий год (с 1 января по 31 декабря). В случае объединения КС связанных между собой, но поступивших в разное время обращений в одно производство, месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения решения КС, следует исчислять с момента поступления последнего по времени обращения. "Значение данного постановления, на первый взгляд, носит схоластическое значение, что, мол, какая разница и как исчислять срок, но поймите, что за каждым сроком стоит какая-то проблема, чья-то судьба, и от того, как быстро госаппарат будет решать эти вопросы, в зависимости от того, как будут реализовываться права человека, зависит уровень конституционной законности в стране", - подчеркнул Рогов.
Конституционный совет (КС) разъяснил вопрос исчисления сроков по задержанию граждан и парламентским каникулам, передает корреспондент агентства КазТАГ.
"Срок начала задержания следует исчислять с момента фактического задержания (граждан - КазТАГ), тогда когда человек реально лишен свободы, когда на улице подошли, сказали: пройдем. Вот с этого момента исчисляется этот срок", - сказал председатель КС Игорь Рогов по итогам рассмотрения обращения премьер-министра Карима Масимова.
Напомним, что в своем обращении Масимов просил разъяснить, каково содержание понятия "задержание" и каков порядок исчисления начала и окончания срока задержания.
"(Эксперты - КазТАГ) предлагали исчислять срок не с момента фактического задержания, а с того момента, когда составляли протокол о задержании. (Но ведь - КазТАГ) задержать могут и попросят пройти в отделение полиции утром, а оформить протокол вечером или на следующий день", - пояснил Рогов.
По его словам, есть нормативное постановление Верховного суда, которое разъясняет, что понимать под сроком задержания, стоит ли считать минуты. Но оно по юридической силе ниже, чем сила закона.
"Так вот, решение Конституционного совета, которое толкует эту конституционную норму, оно по юридической силе выше закона. Поэтому законодатель, формулируя соответствующие уголовно-процессуальные нормы, должен исходить из постановления КС", - пояснил он. Рогов напомнил, что моментом окончания срока задержания является истечение 72 часов непрерывно с момента его фактического задержания.
Также Масимов просил ответить на вопрос: если парламент работает сессионно, может ли месячный срок для рассмотрения возражений Президента прерываться, если он совпадает с парламентскими каникулами.
"С парламентскими каникулами была дискуссия, как быть. Президент получает закон, намерен внести возражения, а парламент на каникулах. Право парламента быть на каникулах предусмотрено в Конституции, и в Конституции установлен месячный срок для рассмотрения. Получается, чтобы преодолеть вето Президента, им надо собраться, но собраться они не могут, потому что для этого должны быть другие основания. Собрать их может только Президент, поэтому Конституционный совет дал толкование, что этот срок может прерываться", - продолжил Рогов.
По его словам, отчасти этот вопрос уже решен в законе "О парламенте и статусе депутатов", где говорится, что Президент направляет свои возражения в первый день открытия сессии, но возможны и другие варианты этого решения.
КС также постановил, что конституционный срок, исчисляемый в месяцах, начинается со дня календарной даты, которой определено его начало, или со дня наступления события, а истекает в соответствующий день последнего месяца срока. В свою очередь конституционный срок, исчисляемый в днях, начинается со дня наступления события и истекает в последний день установленного периода. Срок в годах исчисляется со дня календарной даты, которой определено его начало, или со дня наступления события. Истекает этот срок в соответствующий месяц и число последнего года срока.
Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Понятие "год" применительно к пункту 7 статьи 61 Конституции следует понимать как текущий год (с 1 января по 31 декабря). В случае объединения КС связанных между собой, но поступивших в разное время обращений в одно производство, месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения решения КС, следует исчислять с момента поступления последнего по времени обращения.
"Значение данного постановления, на первый взгляд, носит схоластическое значение, что, мол, какая разница и как исчислять срок, но поймите, что за каждым сроком стоит какая-то проблема, чья-то судьба, и от того, как быстро госаппарат будет решать эти вопросы, в зависимости от того, как будут реализовываться права человека, зависит уровень конституционной законности в стране", - подчеркнул Рогов.