Споры по поводу выплаты алиментов являются острой темой для многих казахстанцев. Зачастую родители уклоняются от уплаты и копят долги в течение многих лет. В таких случаях судебным исполнителям приходится проводить работу, чтобы добиться уплаты. В законе предусмотрено много ограничений в отношении должников, однако некоторые из плательщиков находят вполне законные лазейки, чтобы выплачивать минимальные суммы независимо от своих доходов. Казахстанский юрист Сергей Сизинцев рассказал, как проходят тяжбы с плательщиками алиментов, а также о судебном прецеденте, который может помочь получателям алиментов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Споры по поводу выплаты алиментов являются острой темой для многих казахстанцев. Зачастую родители уклоняются от уплаты и копят долги в течение многих лет. В таких случаях судебным исполнителям приходится проводить работу, чтобы добиться уплаты. В законе предусмотрено много ограничений в отношении должников, однако некоторые из плательщиков находят вполне законные лазейки, чтобы выплачивать минимальные суммы независимо от своих доходов. Казахстанский юрист Сергей Сизинцев рассказал, как проходят тяжбы с плательщиками алиментов, а также о судебном прецеденте, который может помочь получателям алиментов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Юрист из Нур-Султана Сергей Сизинцев отмечает, что случаи занижения официальных доходов плательщиками алиментов носят массовый характер. Они предоставляют в суды документы о том, что их официальный доход не превышает 42 500 тенге, и местные суды встают на их сторону, назначая в качестве алиментов половину от этой суммы. Над подобным делом юрист работал в Северо-Казахстанской области.
"Перечень уловок достаточно велик. Должники узнают, что с них должны взыскать алименты, и резко избавляются от всех официальных доходов и устраиваются на работу с минимальной заработной платой. В нашем случае алиментщик нигде не работал, но при этом был состоятельным предпринимателем. Когда подали в суд об алиментах, он резко устроился на работу за зарплату 42 500 тенге. Он показал этот доход судебному исполнителю, что только с него, мол, и могут удерживать", - рассказал юрист.
По словам Сергея Сизинцева, алиментщики также избавляются от других источников дохода и имущества, которое может приносить такой доход. К примеру, в рассматриваемом случае мужчина владел крупной производственной базой и якобы передал ее в безвозмездное пользование, до этого сдавая за значительную сумму. При этом плательщик продолжает оплачивать коммунальные услуги за помещение из собственных средств. По словам юриста, алиментщики подобным образом могут сдавать в аренду квартиры и другое имущество.
"Такая вот неоправданная "бескорыстность" в ущерб своим детям. Для любого человека такие действия могут показаться подозрительными, но суды не воспринимают их. Предприниматели, владеющие юрлицом, также могут уклониться от уплаты алиментов несмотря на то, что получают доходы со своего предприятия. К примеру, они могут официально оформить себе минимальную зарплату, а дивиденды и бонусы официально не выплачивать, получая их теневыми путями. В итоге человек может быть владельцем бизнеса, но по документам платить алименты только с минимального дохода", - добавил Сергей Сизинцев.
По словам юриста, суды идут по проторенному пути и требуют доказательство умысла со стороны плательщика алиментов. Зачастую истцы ничем не могут это доказать, хотя здравый смысл подсказывает, что алиментщики не без причины резко избавляются от доходов.
В этом случае не помогает даже установление факта, что плательщик алиментов все-таки получает доходы, хотя они нигде не отмечены как официальные. В случае с делом в Северо-Казахстанской области, по словам Сергея Сизинцева, они через ходатайство в суд сделали запрос в банк и установили, что ответчику с разной периодичностью на банковские счета поступали крупные суммы денег, превышающие его официальный доход. Однако суд не посчитал эти поступления доходами мужчины, платившего алименты.
"В ходе этого дела я обращался к коллегам, чтобы найти положительные примеры решения в пользу женщин, которые получают алименты. К сожалению, на тот момент таких случаев мне не встретилось. Районные, областные и городские суды чаще всего встают на сторону должников, когда с них требуют пересмотра суммы алиментов. Официальной статистики у меня нет, но такие случаи становятся массовыми. Изучая практику других стран, мы обнаружили, что в некоторых из них нет такой проблемы. Если видно, что должник получал какие-то доходы даже из неустановленных источников, то эти суммы включаются в общий доход и расцениваются как суммы, из которых удерживаются алименты. То есть судебная практика идет другим путем", - отметил юрист.
Однако, по словам Сергея Сизинцева, одно из последних решений Верховного суда Казахстана показывает, что такие лазейки для плательщиков алиментов скоро могут закрыться. В сентябре этого года кассационная коллегия Верховного суда рассмотрела иск матери троих детей на своего супруга о взыскании выплат в размере 50 МРП (около 145 тысяч тенге). Свои требования она мотивировала тем, что ответчик намеренно занижает истинный доход. Мужчина, будучи владельцем компании, переписал бизнес на свою нынешнюю супругу, а также передал ей свою долю от совместно приобретенной с бывшей женой квартиры. Местные суды в удовлетворении иска отказали, однако кассационная коллегия решения нижестоящих судов отменила и вынесла новое решение об удовлетворении иска. Юрист отмечает, что этот прецедент может помочь в рассмотрении таких дел в будущем в пользу получателей алиментов.
"В случае с нашим делом мы также получили от Верховного суда ответ, что судья, рассмотрев наше ходатайство, решила, что наши доводы заслуживают внимания, и передала их кассационной коллегии. Если нам также удастся добиться пересмотра решения районных и областного суда, то это уже будет второй такой случай", - добавил Сергей Сизинцев.
Юрист отметил, что в Казахстане не прецедентное право, и нельзя говорить, что решения судов имеют обязательную силу в аналогичных делах, однако в нашем законодательстве также прописаны принципы единообразия применения норм законодательства. Аналогичные дела должны рассматривать с аналогичными подходами и применять к ним те же нормы. По этой причине, если будет несколько аналогичных решений по делам о занижении доходов алиментщиками, то в других спорах на них можно будет ссылаться как в нижестоящих судах, так и в Верховном суде, и практика может получить распространение.
Добавим, что, по официальным данным Палаты частных судебных исполнителей, по городу Алматы проходит 12 177 исполнительных производств по алиментам. Специально для плательщиков алиментов, у которых нет официальных доходов, 30 сентября проводят Ярмарку вакансий для нетрудоустроенных лиц, имеющих задолженность по алиментам.
Ранее сообщалось, что алиментщик с зарплатой в 1,2 миллиона тенге лишился Toyota Camry и квартиры в Алматы в результате уплаты долгов.