Новый пункт в Правилах дорожного движения Казахстана вызвал немалый общественный резонанс. Речь идет об обязательном наличии детского автокресла (или специальных удерживающих устройств) в автомобиле - после 7 января перевозка детей до 12 лет без данного аксессуара влечет за собой серьезный штраф. Как пишет "Ак Жайык", в Атырау руководители местных служб такси признались, что будут вынуждены некоторое время отказывать в перевозке детей.
Новый пункт в Правилах дорожного движения Казахстана вызвал немалый общественный резонанс. Речь идет об обязательном наличии детского автокресла (или специальных удерживающих устройств) в автомобиле - после 7 января перевозка детей до 12 лет без данного аксессуара влечет за собой серьезный штраф. Как пишет "Ак Жайык", в Атырау руководители местных служб такси признались, что будут вынуждены некоторое время отказывать в перевозке детей.
"Мы хотим заложить в бюджет приобретение автокресел, а до этого нам придется отказываться от пассажиров с детьми, потому что нет возможностей сразу закупить. У нас маленький таксопарк, всего 11 машин. Оснастим как минимум половину, потому очень много детей, есть клиенты, которые заказывают такси в школу и из школы", - говорит директор службы такси "Мандарин" Айдын Багитжанов.
"Я считаю нецелесообразным применение этого новшества внутри города. Если клиент с 2-3 детьми, естественно, на каждого ребенка нужно кресло или специальное приспособление. Тогда куда сажать родителей? Мне кажется, в городе можно обойтись без этих кресел, у нас и так везде ограничение скорости, в среднем 40-50 километров. Я считаю, что это новшество должно применяться на междугородных трассах", - высказал свое мнение директор службы такси "Тулпар" Асхат Оспан.
По словам директора служба такси "Карат" Гульнар Онаевой, новый закон как снег на голову: "Нам даже времени не дали, чтобы подготовиться. В нашем городе таких устройств нет, заказывать долго. Для клиентов есть неприятный момент - ведь какое-то время придется отказывать тем, кто с детьми".
Директор службы такси "Макси" Берик Джумагагилев также признался, что первое время его водители откажутся от перевозки самых маленьких детей. "Конечно, мы много потеряем, потому что процентов 50 звонят, чтобы с утра отвезти ребенка в садик, школу и вечером обратно домой. А что делать, 10 тысяч тенге штрафа для водителя тоже много", - заявил он.
Похожая ситуация и в Актау. По данным местной газеты "Тумба", в каждой службе такси в городе есть всего по 1-2 машины, которые оборудованы максимум одним автокреслом. На вопрос, что делать, если будет двое или трое детей, ни в одной службе ответить не смогли.
"У нас всего несколько машин, оборудованных специальными устройствами для детей. Но утром, к примеру, очень много заказов от клиентов именно с детьми - кто-то везет ребенка в садик, кто-то в школу. Пока мы не знаем, как решать эти вопросы. Но мы будем заказывать оптом приспособления - бустеры, автокресла, фэсты. Все решится в течение недели", - сообщили в службе такси "Star".
Между тем многие граждане возмущены нововведением. "У меня четверо детей, своей машины нет. Где мне найти с утра, чтобы их развести в садик и школу, машину, которая была бы оборудованы четырьмя автокреслами? И такси я теперь не смогу поймать просто так на дороге. Теперь водитель, увидев, например, женщину, даже с одним ребенком, вряд ли рискнет остановиться. От знакомой услышала, что теперь она будет перевозить ребенка так, чтобы его вообще в машине не было видно. А мне своих штабелями укладывать прикажете?" - негодует жительница Актау Айгуль Ибрагимова. Похожие вопросы задают и другие.
Впрочем, есть и те, кто всячески поддерживает новые правила. К примеру, проживающий в Европе журналист Галым Бокаш, который уверен, что автокресла в первую очередь нужны для безопасности детей. "В моей машине для старшей дочери есть специальное простое сиденье, для младшей - сиденье со спинкой. Когда детей нет, сиденья лежат в багажнике. Цены на них в Европе невысокие, сиденье можно купить за 10 долларов, со спинкой за 50. После вступления в силу закона эти стульчики в Казахстане подорожают и станут дефицитными, но продлится это месяц-другой, а потом торговля удовлетворит спрос. В западных странах, если вызываешь такси, обязательно спрашивают, будет ли с вами ребенок. Если да, то присылают такси с автокреслом. В Европе на кресла со спинкой в основном сажают детей до 5 лет. Они и занимают много места. А детям 5-12 лет достаточно маленьких сидений. Если их поставить рядом друг с другом, то они не займут много места. А если у вас больше троих детей или у вас ребенок с ограниченными возможностями, тогда приходится покупать большой автомобиль типа "Фольксваген-Мультивен". Туда все помещаются. А что делать? По-другому нельзя, главное - безопасность", - написал он.
"Меня страшно злит, когда говорят, мол, "ничего, если ребенок на заднем сиденье на руках у взрослого". Это полная безответственность. Если вы затормозите на скорости 50 километров в час, то ребенок ударится головой о переднее сиденье. А у маленьких детей шейные позвонки очень хрупкие. Еще один нюанс: говорят, мол, ребенок не хочет садиться в это кресло, он плачет. Но ведь это только вначале! Я всегда думал, почему у европейцев дети ответственные и дисциплинированные. Так вот, это тоже элемент воспитания! Моя дочка, когда была маленькая, тоже не хотела сидеть в автокресле, а потом привыкла и не позволяла мне тронуться, пока не пристегнется", - сказал журналист.
Тем временем, в Актау, как сообщает телеканал КТК, за сутки до начала действия новых правил скупили все приспособления для перевозки детей. Буквально за несколько дней торговцы распродали все свои запасы детских автокресел. Аналогичная ситуация наблюдается и других городах Казахстана.