Фото из архива Tengrinews.kz
Руководство российской космической отрасли может оказаться перед сложным выбором из-за того, что к настоящему времени Казахстан дал согласие на запуск в 2013 году с космодрома "Байконур" по так называемой северной траектории трех ракет-носителей вместе четырех, запланированных Россией, сообщил во вторник, 16 апреля, "Интерфаксу-Казахстан" источник на южном космодроме. "На 2013 год запланированы запуски по северной траектории спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Ресурс-П", "Кондор" и "Кондор-Э", а также метеоспутника "Метеор-М" №2. Если позиция Казахстана не изменится, придется отказываться от одного из запусков при том, что все три спутника ДЗЗ стоят в "очереди" на запуск уже достаточно давно", - заметил собеседник агентства. "К тому же запуск "Кондора-Э" должен быть выполнен в интересах иностранного заказчика, и его перенос может повлечь за собой финансовые и имиджевые издержки", - полагает он. По существующим в Федеральном космическом агентстве планам, первым по северной траектории предусмотрен запуск 21 июня ракеты-носителя "Союз-2" этапа модернизации 1б с космическим аппаратом ДЗЗ "Ресурс-П". В 2012 году между Россией и Казахстаном было достигнуто соглашение по использованию районов падения отработавших ступеней ракет-носителей по северной траектории для трех пусков. Реально выполнено два. Основы ракетно-космической деятельности Российской Федерации на территории Республики Казахстан регулируются Договором аренды комплекса "Байконур" между правительствами России и Казахстана от 10 декабря 1994 года. В нем, в частности, определен перечень земельных участков, используемых в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей. Как ранее сообщил "Интерфаксу" источник в российской ракетно-космической отрасли, "за период с момента подписания Договора возникла объективная необходимость осуществления запусков космических аппаратов с космодрома "Байконур" на солнечно-синхронную орбиту с использованием земельного участка на территории Казахстана, не предусмотренного этим документом". По его оценке, "данная орбита является единственно возможной для решения перспективных задач получения геопространственной информации с высоким разрешением, оперативных данных метеорологического обеспечения и проведения научных экспериментов". "Российская сторона предлагала различные варианты урегулирования этого вопроса, в том числе путем внесения изменений в действующую договорно-правовую базу по комплексу "Байконур" и включением нового района падения в Договор аренды с одновременным исключением из него не используемых и больших по площади районов", - сказал собеседник агентства. "Пока предложенные варианты отклонялись казахстанской стороной", - констатировал он. По имеющимся данным, итогом ранее проведенных российско-казахстанских консультаций стало согласие о необходимости подготовки и заключения межправительственного соглашения о предоставлении России земельного участка на территории Казахстана в качестве района падения отделяемых частей ракет-носителей при пусках по северной траектории. Поскольку соглашение не было подписано после обращений на высшем уровне к правительству Казахстана в июле 2012 года в исключительном порядке было получено разрешение на выполнение в 2012 году трех пусков ракет-носителей с использованием района падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенного на территории Актюбинской и Костанайской областей и не предусмотренного Договором аренды комплекса "Байконур". Согласно проекту соглашения, плата за использование района падения по северной траектории составит 460 тысяч долларов в год вне зависимости от количества пусков.
Руководство российской космической отрасли может оказаться перед сложным выбором из-за того, что к настоящему времени Казахстан дал согласие на запуск в 2013 году с космодрома "Байконур" по так называемой северной траектории трех ракет-носителей вместе четырех, запланированных Россией, сообщил во вторник, 16 апреля, "Интерфаксу-Казахстан" источник на южном космодроме.
"На 2013 год запланированы запуски по северной траектории спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Ресурс-П", "Кондор" и "Кондор-Э", а также метеоспутника "Метеор-М" №2. Если позиция Казахстана не изменится, придется отказываться от одного из запусков при том, что все три спутника ДЗЗ стоят в "очереди" на запуск уже достаточно давно", - заметил собеседник агентства.
"К тому же запуск "Кондора-Э" должен быть выполнен в интересах иностранного заказчика, и его перенос может повлечь за собой финансовые и имиджевые издержки", - полагает он. По существующим в Федеральном космическом агентстве планам, первым по северной траектории предусмотрен запуск 21 июня ракеты-носителя "Союз-2" этапа модернизации 1б с космическим аппаратом ДЗЗ "Ресурс-П".
В 2012 году между Россией и Казахстаном было достигнуто соглашение по использованию районов падения отработавших ступеней ракет-носителей по северной траектории для трех пусков. Реально выполнено два. Основы ракетно-космической деятельности Российской Федерации на территории Республики Казахстан регулируются Договором аренды комплекса "Байконур" между правительствами России и Казахстана от 10 декабря 1994 года. В нем, в частности, определен перечень земельных участков, используемых в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей.
Как ранее сообщил "Интерфаксу" источник в российской ракетно-космической отрасли, "за период с момента подписания Договора возникла объективная необходимость осуществления запусков космических аппаратов с космодрома "Байконур" на солнечно-синхронную орбиту с использованием земельного участка на территории Казахстана, не предусмотренного этим документом". По его оценке, "данная орбита является единственно возможной для решения перспективных задач получения геопространственной информации с высоким разрешением, оперативных данных метеорологического обеспечения и проведения научных экспериментов".
"Российская сторона предлагала различные варианты урегулирования этого вопроса, в том числе путем внесения изменений в действующую договорно-правовую базу по комплексу "Байконур" и включением нового района падения в Договор аренды с одновременным исключением из него не используемых и больших по площади районов", - сказал собеседник агентства. "Пока предложенные варианты отклонялись казахстанской стороной", - констатировал он.
По имеющимся данным, итогом ранее проведенных российско-казахстанских консультаций стало согласие о необходимости подготовки и заключения межправительственного соглашения о предоставлении России земельного участка на территории Казахстана в качестве района падения отделяемых частей ракет-носителей при пусках по северной траектории.
Поскольку соглашение не было подписано после обращений на высшем уровне к правительству Казахстана в июле 2012 года в исключительном порядке было получено разрешение на выполнение в 2012 году трех пусков ракет-носителей с использованием района падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенного на территории Актюбинской и Костанайской областей и не предусмотренного Договором аренды комплекса "Байконур". Согласно проекту соглашения, плата за использование района падения по северной траектории составит 460 тысяч долларов в год вне зависимости от количества пусков.