С 2014 года некоторые села Талгарского района Алматинской области стали присоединять к Медеускому району Алматы. Несмотря на то что здесь есть проблемы с электричеством и питьевой водой, газовые вопросы постепенно решаются. Один из таких микрорайонов - Сулусай, который находится в предгорье Заилийского Алатау. Герои нашего материала – жители этого района.
С 2014 года некоторые села Талгарского района Алматинской области стали присоединять к Медеускому району Алматы. Несмотря на то что здесь есть проблемы с электричеством и питьевой водой, газовые вопросы постепенно решаются. Один из таких микрорайонов - Сулусай, который находится в предгорье Заилийского Алатау. Герои нашего материала – жители этого района.
Зимы в Сулусае суровые. Когда мы выезжали из Алматы, было тепло. А когда приехали в Сулусай, на земле лежал снег, дул холодный ветер. Алмурат и Арманкуль тепло встретили нас и рассказали о своей семье.
Хозяин дома Алмурат Жолдасов родился в Акмолинской области. В детстве переехал с семьей в этот район. В 2007 году они с Арманкуль Сатбековой поженились. Сейчас они воспитывают 4 сыновей и дочерей.
"Я нигде не училась, у меня нет специальности. Вышла замуж, когда мне было 17 лет. Муж тоже не учился после 9-го класса", – рассказывает Арманкуль.
Сейчас она работает гардеробщицей в Казахском государственном академическом театре для детей и юношества имени Габита Мусрепова. Арманкуль говорит, что ей нравится ее сезонная работа. Объяснила тем, что ей очень удобен такой график. А Алмурат работает на АЗС.
В селе Сулусай пока нет питьевой воды. Жители используют родниковую воду. Некоторые дома вырыли колодцы. Семья Жолдасовых тоже за водой ходит к роднику.
"Питьевую воду еще не провели. Из родника пьем. В прошлом году сказали, что в течение двух лет проведут водопровод", – говорит Алмурат.
Жители Сулусая выращивают овощи и фрукты, держат скот. Арманкуль купила двух телят.
"Здесь жители выращивают малину, разводят скот. По возможности я тоже покупаю скотину. Откармливаем и продаем, вот так и живем", – говорит глава семьи.
В Сулусае раньше не было общественного транспорта. Да и дорога почти не чистится от снега. В первые годы замужества молодой женщине, особенно когда она была беременна, было нелегко добираться до города.
"Раньше автобусы не ходили. Всех своих четверых детей я родила при таких обстоятельствах. Чтобы съездить на прием к врачу, спускалась с холма пешком до остановки. Первенца родила зимой в 2009 году. Сначала был гололед, затем выпал снег, после обильного снегопада дороги нет. Схватки начались под утро. Разбудила мужа, они со свекром, он тогда был жив, еле нашли машину. А дорогу-то замело. Кое-как добрались до роддома. Оказалось, ложные схватки, рожать еще рано. В роддоме, увидев женщин, у которых были схватки, я еще больше испугалась. Хотелось поскорее родить и вернуться домой", – вспоминает она.
Все эти воспоминания перемежаются с заботами о печи, которую Арманкуль топит углем вот уже 17 лет. Этому она научилась еще в родном доме в Шымкенте.
"Топим печь с сентября до конца мая. Потому что в горах зима наступает рано и продолжается до поздней весны. В мае, если собираемся в город, то обязательно берем с собой летнюю одежду и обувь. В городе лето, а у нас в горах еще зима. В холодные дни дом отапливаем углем. Потому что отапливать дом электрообогревателем обходится дорого, да и напряжение всегда слабое", – говорит глава семьи Алмурат.
Есть проблема и с доставкой угля в Сулусай, не все водители соглашаются его сюда везти.
"Много проблем с углем, сначала с покупкой, потом с доставкой. Только за доставку берут 20 тысяч тенге. Из-за печного отопления в доме постоянно пыль и копоть. Когда учителя из школы приходят к нам, то часто говорят о том, что дом нужно побелить. Побелить-то побелишь, однако через неделю он все равно покрывается копотью. За зиму сжигаем более 6 тонн угля. Если не хватает, то приходится докупать мешками", – говорит Арманкуль.
Арманкуль объясняет нам, какой уголь лучше выбирать для топки печи.
"Лучше покупать уголь, который большими кусками. Чаще всего мы выбираем шубаркульский уголь. Уголь выбираю сама. Шубаркульский быстро сгорает, а уголь из Каражыра горит долго, но сильно дымит. Печку топлю сама, поэтому и уголь сама выбираю", – рассказывает она.
Выбрать – одно дело, но надо еще и следить за безопасностью. Если уголь в печи не горит должным образом, выделяемый угарный газ представляет большую опасность, это может привести к трагедии. Семья Жолдасовых пережила такую ситуацию.
"Однажды вечером тяга в печи была слабая, дом никак не согревался. Почему-то не подумал почистить дымоход, да еще время было позднее. Я положил уголь в печку, легли спать. Ночью кто-то упал на меня. Глянул, оказалось, это моя жена. После родов она с ребенком спала на диване. Видимо, от угарного газа у нее закружилась голова, и она потеряла сознание", – говорит Алмурат.
Это произошло через два дня после трагедии в 2021 году в Астане, когда в результате пожара погибли 5 детей из одной семьи.
"В тот день я положила мелкий уголь. Он не горит так, как нужно. Это было ранней весной. Тогда я родила четвертого ребенка. Целый день крутилась возле печки, испекла хлеб в духовке. Поэтому, видимо, и не почувствовала запах угарного газа. С малышом лежала на диване. Остальные спали на полу. Ночью я почувствовала себя плохо, задыхалась, не могла двигаться. Лицо моего малыша было прикрыто одеялом. Меня тошнило, хотела выйти на улицу, встала и упала. В мыслях даже успела попрощаться с мужем и детьми. Все проснулись, открыли двери и окна. Включили свет, смотрим, а дом окутан сизым дымом. После этого болела три дня, еле пришла в себя. Буквально за два дня до того, как мы отравились, в столице произошла трагедия, в результате которой погибли пятеро детей. Эта трагедия сильно потрясла меня. И тут случается с нами такое. Думаю, Всевышний спас нашу семью", – делится Арманкуль.
Дымоход нужно чистить часто. Это знает каждая семья, которая отапливает дом дровами и углем.
"Я сам чищу дымоход, зимой, конечно, это непросто. Перед отопительным сезоном необходимо провести полную проверку дымохода. Затем надо снова почистить ранней весной. Многие думают, что зима прошла, весна наступила, и пренебрегают правилами безопасности. Они не понимают, что именно этот период очень опасен", – подчеркивает глава семьи.
Ранее семья пыталась подключить к дому газ. Подкопили немного денег, но их не хватило. Пока копили, стоимость монтажно-проектных работ выросла.
"Мы сами хотели газ провести. Но у нас не было необходимых средств. На подключение требовалось 250 тысяч тенге. Кроме того, есть внутренние работы и печь надо купить. К тому же цены выросли. Мы поняли, что не осилим эту сумму. Еще есть расходы на семью, четверых детей", – говорит Арманкуль.
Несколько лет назад Алмурат перенес инсульт и долгое время был прикован к постели. Сейчас ему немного лучше. Арманкуль не дает мужу поднимать тяжелое.
"15 дней пролежал в реанимации. Его парализовало на одну сторону, давление постоянно повышенное. Старший сын помогает делать ему массаж, принимать лекарства. После возвращения домой из больницы почувствовал внимание и заботу со стороны семьи, у него появилось желание жить и вылечиться. Сейчас стараемся его не напрягать. Уголь в дом сама таскаю и печь топлю сама. Лишь бы он был здоров", – рассказывает супруга.
О проекте бесплатной газификации Арманкуль узнала от учительницы своих детей в школе.
"В школе была встреча с представителями акимата. Но о газе там не говорили. Через несколько дней она сказала, что меня вызывают к директору школы. Он рассказал о проекте для малообеспеченных семей по подключению газа бесплатно. Это было зимой 2021 года. Наступила осень, уже потеряли надежду и на накопленные деньги купили уголь. Но однажды пришли люди из акимата и устроили проверку. Обнадежили нас. Через полгода сказали, что проведут газ бесплатно. На радостях на собранные для покупки угля деньги купила отопительные батареи. Я и не знала, что батареи не надо покупать. Они приехали со своими батареями, и печку тоже сами поставили. Хочу поблагодарить учительницу, от которой впервые услышала об этом проекте. И руководителям этого проекта огромное спасибо. В наше непростое время не все могут оказать такую безвозмездную помощь", – поблагодарила она.
Когда мы собирались уходить, к дому подъехала машина. Хозяева сразу узнали тех, кто был в ней. Это были специалисты газовой службы, которые приехали подключать голубое топливо и отрегулировать газовое оборудование. Так мы стали свидетелями, как семья с четырьмя детьми обрела теплый и безопасный дом.
Сантехник Мухит Смагулов и его помощник говорят, что торопились подать тепло в этот дом. "В этом году мы подключаем газ в дома по этому проекту. Сейчас в Кенсае уже 7-8 домов подключены. В трех домах уже есть газовое отопление. Сегодня приехали подключить газ и порадовать жителей и этого дома. У нас на очереди еще несколько домов. К некоторым трудно подъехать. Стараемся сделать это как можно раньше", – говорит специалист.
Мы собрались обратно в город, вместе с нами выехала и Арманкуль. Она, в чьем имени есть слово "мечта" на казахском - "арман", не могла поверить, что вечером, когда она вернется домой, там будет газ. Про себя я подумал: "Это день, когда сбылась мечта Арманкуль".
Проект по газификации реализуется в рамках масштабной кампании "100 добрых дел", приуроченной к 100-летию Halyk. Всего в 2023 году планируется за счет средств банка полностью профинансировать подключение к газу порядка 230 жилых домов малообеспеченных семей в Алматы и Астане. Ранее Halyk уже профинансировал газификацию под ключ 100 частных домов в Алматы на общую сумму 92 млн тенге, а также запустил собственную программу льготного кредитования на проведение газа в жилые дома.