Советы о том, как распознать коммунальных мошенников, опубликовал сайт "Крыша".
Советы о том, как распознать коммунальных мошенников, опубликовал сайт "Крыша".
Один из видов мошенничества - лжеэлектрики, которые представляются проверяющими. К примеру, сотрудники энергопередающих компаний посещают жильцов для отключения за несанкционированное подключение либо для ежемесячного снятия показаний с электросчетчиков. Если прибор расположен в помещении, контролер обязан предъявить документы и объяснить цель визита. Если счетчик находится на лестничной площадке, то сотрудник снимает показания самостоятельно без оповещения потребителя. Никаких других причин для посещения граждан нет. Никаких платежей электрики не берут.
Также, к примеру в Алматы, мошенники зачастую представляются сотрудниками коммунальных предприятий, предлагая заменить счетчики воды и установить фильтры. Как оказалось, контролеры и инспекторы коммунального предприятия могут приходить к потребителям только в трех случаях: ежеквартальное снятие показаний со счетчиков воды у физлиц и ежемесячное - у юридических. Второе - для проверки соблюдения правил и норм в сфере водоснабжения и водоотведения. Третий случай - по заявке потребителей.
По данным портала, чаще всего мошенники представляются проверяющими газового оборудования. Пользуясь массовым переводом частного сектора Алматы на голубое топливо, аферисты могут найти "неисправности" как в самой газовой плите, так и в местах присоединения к ней коммуникаций.
При этом распознать мошенника в этом случае сложнее, потому что проверкой внутридомового газового оборудования (ВДГО) занимается не поставщик газа, а различные частные организации (ТОО или ИП), с которыми КСК, КСД или собственники частных домов заключают договоры.
Еще один из видов мошенничества - лжесотрудники КСК. Неизвестные, выдающие себя за "сантехников", могут прийти для проверки оборудования под предлогом течи у соседей или проверки работы отопления, найти несуществующую поломку крана, унитаза или батареи и предложить устранить неисправность. При этом сами же приведут ваше имущество в негодность, открутив какой-нибудь болт или гайку.
Чтобы разоблачить афериста, нужно понимать основу работы КСК. В обязанность сантехников и электриков входит только обслуживание общедомового имущества - ремонт, замена труб в подвале, на чердаке. Если поломка возникла в квартире, то они приходят только по вызову. Стоимость работ оговаривается заранее. При посещении квартиры потребителя сотрудники коммунальных служб должны предъявить все документы: служебное удостоверение или бейдж установленного образца, обследовать оборудование в присутствии собственника.
В случае со счетчиками воды и газа перед допуском коммунальщика на них нужно проверить целостность и сохранность пломб. При выявлении нарушений составить акт с предписанием дальнейших действий.
Жертвой аферистов может стать любой человек, но чаще всего это происходит с детьми и пенсионерами. Если при посещении сотрудника коммунальных служб у вас возникли сомнения, сфотографируйте удостоверение проверяющего и ведите съемку его действий.