РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
19 апреля 2024 | 12:13

Как поговорить с ребенком о безопасности? 7 советов

Амина Апарина Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кадры из видео Кадры из видео

О личных границах и сексуальной неприкосновенности нужно рассказывать детям в ненавязчивой форме с самого раннего возраста. Такое мнение высказала тренер по детской безопасности Ольга Костенко, передает Tengrinews.kz.


О личных границах и сексуальной неприкосновенности нужно рассказывать детям в ненавязчивой форме с самого раннего возраста. Такое мнение высказала тренер по детской безопасности Ольга Костенко, передает Tengrinews.kz.

В завирусившемся в сети видео школьница, за которой следует подозрительный мужчина, поступает правильно: она не заходит в подъезд, как собиралась, а пропускает незнакомца вперед, сама же остается на улице.

@zholaushy #рекомендации ♬ оригинальный звук - Dreamer

Ольга Костенко считает, что в этой ситуации ребенок действует разумно - предотвращает потенциально опасную ситуацию. Это один из важных навыков, который следует привить детям.

Круги доверия

По словам эксперта, с самого раннего возраста ребенку нужно объяснять на понятном ему языке, что такое личные границы, что никто не имеет права проявлять интерес к "зоне трусиков" ребенка, что если кто-то посторонний позволил себе задавать вопросы об этой зоне или как-то еще проявлять внимание, то это ненормально и об этом нужно говорить близким взрослым - родителям, воспитателю в садике или учителю в школе.

Тренер по безопасности советует рассказать ребенку о кругах доверия.

  • Первый круг - сам ребенок

Первое место в круге доверия занимает ребенок сам у себя. Тут важно сообщить, что мы в первую очередь доверяем самим себе - своим чувствам, мыслям и умозаключениям.

Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения. Если кто-либо из окружения причиняет нам дискомфорт, мы не должны стесняться заявить об этом и сказать "нет", "стоп", даже родителям.

  • Второй круг - родители или опекун ребенка

Чаще всего это мама и папа. Они занимают второе место в ближайшем круге ребенка. Это люди, которые чаще всего проводят время с ребенком, знают и учитывают его индивидуальные особенности.

Люди из второго круга всегда готовы послушать и ответить на любые вопросы, поговорить на любые темы, и они первые придут на помощь.

В каждой семье приняты разные способы прикосновений. Чаще всего допускаются объятия или поглаживания ребенка. Вы договариваетесь с ребенком, какие виды прикосновений комфортны вам и ему.

Рекомендуется также спрашивать, не против ли ребенок вас обнять и/или поцеловать. Так у ребенка формируется понимание собственных границ.

  • Третий круг - близкие родственники и близкие друзья

Близкие родственники обычно занимают третье место в круге доверия. Это люди, с которыми тесно общаются родители ребенка или его друзья.

Не всеми мыслями и чувствами стоит делиться с близкими родственниками. Желательно обсудить список тем, которые лучше не обсуждать с людьми из третьего круга. С ними можно уходить - гулять или уезжать вместе, но только по предварительному согласию или договоренности с родителями или опекуном. А просто так никто не может забирать ребенка в гости или на прогулку.

  • Четвертый круг - хорошие знакомые

Это могут быть учителя, тренеры, репетиторы, соседи, друзья родителей и родители друзей ребенка. Делиться с ними личными мыслями и чувствами не стоит. Только по делу, в остальных случаях - исключительно в присутствии родителей.

Из людей четвертого круга прикасаться к ребенку могут только тренеры в рамках тренировки (важно обсудить хорошие и плохие прикосновения). Все остальные прикосновения строго запрещены.

  • Пятый круг - малознакомые люди

Люди, которые могут знать ребенка: соседи, коллеги по работе родителей, медицинские работники, полицейские. Делиться личными мыслями и чувствами запрещено, общение только в присутствии родителей.

Из людей пятого круга прикасаться могут только врачи в присутствии родителей. Все остальные прикосновения строго запрещены.

  • Шестой круг - чужие люди

Общаться с чужими запрещено. Только в случае, если это ребенку необходимо - спросить, обратиться за помощью. Прикасаться к чужим и что-то брать из рук запрещено.

"Обсуждая с детьми, кому можно открыться и обратиться в трудных ситуациях, мы учим их различать близких, доверенных взрослых и незнакомцев, что помогает предотвращать потенциальные угрозы и создавать здоровые границы", - подчеркнула Ольга Костенко.

Интерес к жизни и чувствам ребенка

Чтобы ребенок понял, кто - свой, а кто - чужой, какие контакты нормальны, а о каких надо непременно рассказать родителям, говорить об этом нужно регулярно, просто и ненавязчиво. Следует интересоваться, как проходил день у ребенка, когда он был в садике или в школе, с кем и как он общался, в какой ситуации он почувствовал дискомфорт или страх.

"Особого внимания требует обучение детей правильному поведению в случаях, когда их переодевают или оказывают помощь в туалете, ведь это интимные ситуации. Как правило, обращение за подобной помощью должно быть оговорено заранее и осуществляться только при согласии ребенка", - подчеркнула эксперт.

Для родителей и учителей важно стимулировать открытый диалог и поддерживать обсуждение тем безопасности, чтобы дети могли чувствовать себя защищенными и знать, что могут рассчитывать на поддержку. Эта работа должна быть постоянной, чтобы укрепить в детях уверенность и понимание основных правил безопасного поведения.

Задача взрослых - научить детей правильно оценивать ситуации, уметь обращаться за помощью и уверенно выражать свои потребности, создавая здоровые границы в общении с окружающими.

Как могут выглядеть недоброжелатели

Многие родители непрерывно говорят своим детям о том, что нельзя общаться с незнакомцами, брать у чужих конфеты, к примеру. Однако опыт Ольги Костенко говорит о том, что у детей есть сформированный массовой культурой (мультфильмами, сказками) образ злодея и им трудно представить, что потенциальный преступник может выглядеть обыкновенно.

Есть общее представление о том, что опасаться нужно мужчин. И детям свойственно без опаски воспринимать женщин, подростков. А уж доверие к бабушкам в казахстанском обществе почти абсолютно. Пожилую женщину, даже абсолютно незнакомую, ребенок вряд ли воспримет как потенциально опасного человека. При этом преступником или пособником преступника может быть кто угодно - вне зависимости от пола, возраста, стиля одежды, манеры разговаривать.

Осторожность нужно тренировать, уверена Ольга Костенко.

Не стыдно

На тренингах по безопасности дети учатся говорить о том, какие контакты с малознакомыми людьми их напугали или были неприятны.

Ученицам начальных классов предлагают представить такую ситуацию: в школьном туалете старшеклассница захотела посмотреть, какие трусики носит младшеклассница. Об этом неприятном инциденте надо рассказать ответственным взрослым (в этом случае - своему учителю) сразу же и необтекаемо. Вариант "девочка ко мне приставала" не даст педагогу достаточно информации о том, что произошло что-то возмутительное. Нужно говорить прямо: "Старшеклассница просила показать трусики". Так учитель сразу поймет, что произошло нечто из ряда вон, что нужно принять срочные меры.

По наблюдениям Ольги Костенко, именно это - называть вещи своими именами - дается детям тяжело. И даже если они решаются рассказать все как есть тренеру, то находящейся тут же маме они пересказывают случившееся иносказательно. Потому что стыдно.

Эксперт подчеркнула: такие важные темы не должны табуироваться в семье, ведь это напрямую связано с безопасностью ребенка.

Безопасность на улице

На улице школьники не могут заметить странного поведения подозрительного незнакомца потому, что все их внимание - в телефоне. Порой даже дорогу дети переходят, уткнувшись в гаджет.

Надо научить ребенка делить места, где он находится, на:

  • зеленые, где можно расслабиться: посмотреть видео в телефоне или даже поспать (к примеру, дом);
  • желтые, где нужно проявить бдительность: заранее посмотреть, безопасно ли там, и только потом заходить (например, подъезд);
  • красные, где все внимание должно быть сосредоточено на соблюдении безопасности, телефон нужно убрать, наушники снять (например, пустой темный парк, дорога с машинами).

Незнакомцы однозначно подозрительны, если они обращаются к ребенку с какими-либо предложениями или с просьбой о помощи. Нет никакой необходимости у взрослого контактировать с незнакомым ребенком, это надо постараться донести до детей.

Особенно опасны люди, пытающиеся вызвать у ребенка жалость, стыд или страх. Это явные признаки попытки манипулирования.

К кому обращаться за помощью

Тренер по безопасности учит детей в первую очередь обращаться за помощью к ответственным за их благополучие взрослым, то есть к родителям или опекунам, а также к учителям или воспитателям (если ребенок в школе или в саду), к инструкторам или вожатым (если дело происходит в лагере).

Если эти люди вне доступа (например, ребенок потерял телефон), нужно обратиться к ближайшему взрослому с просьбой позвонить родителям, номер телефона надо выучить наизусть. Лучше всего, если этими взрослыми будут полицейские или прохожие с детьми.

Также эксперт советует забежать в магазин (если рядом люди, недоброжелатель, скорее всего, ретируется), и там лучше говорить не с продавцами, а с покупателями.

Что кричать

Если к ребенку на улице пристал незнакомец, пытается его схватить или преследует, нужно кричать: "Я не знаю этого человека!", "Это не мой папа!", "Это не моя мама!" Это намного эффективнее, чем банальное "Помогите!", которое может быть воспринято как часть игры.

Подросткам бывает очень сложно кричать, привлекать к себе внимание, они стеснительны. И на тренингах по безопасности их учат громко заявлять о ситуациях, представляющих для них опасность.

Ольга Костенко советует держать с незнакомцами дистанцию в два метра везде, где это возможно.

Читать также: Карта опасных мест для детей появилась в ВКО

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети