11 марта 2021 | 07:16

Как офицер стал рэкетиром из 90-х. Откровения ветерана КНБ

Аида Жунусова Журналист
Иллюстративное фото ©РИА Новости

Девяностые годы двадцатого столетия. Развал Советского Союза. Этот период не зря вошел в историю под названием "лихое время". Он отмечен разгулом рэкета и безнаказанностью преступных группировок. Имена лидеров бандитских формирований Чиванина, Рыжего Алмаза, Бахи Фестиваля, Черного Алмаза, Сабыржана были у всех на слуху. Организованная преступность и коррупция достигли таких масштабов, что в КНБ Казахстана создали Управление по борьбе с организованной преступностью с кодовым обозначением "К". Подполковника Виктора Авершина после долгих лет работы в разведке назначили заместителем начальника этого управления. Чекист лично участвовал во многих операциях. Tengrinews.kz продолжает публикацию воспоминаний ветерана КНБ.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Девяностые годы двадцатого столетия. Развал Советского Союза. Этот период не зря вошел в историю под названием "лихое время". Он отмечен разгулом рэкета и безнаказанностью преступных группировок. Имена лидеров бандитских формирований Чиванина, Рыжего Алмаза, Бахи Фестиваля, Черного Алмаза, Сабыржана были у всех на слуху. Организованная преступность и коррупция достигли таких масштабов, что в КНБ Казахстана создали Управление по борьбе с организованной преступностью с кодовым обозначением "К". Подполковника Виктора Авершина после долгих лет работы в разведке назначили заместителем начальника этого управления. Чекист лично участвовал во многих операциях. Tengrinews.kz продолжает публикацию воспоминаний ветерана КНБ.

Приводим рассказ Виктора Авершина от первого лица.

"Охранники"

Реклама
Реклама

"Алма-Ата начала 90-х. Время зарождающегося капитализма, первых кооперативов и банд рэкетиров, терроризировавших предпринимателей. Море группировок, море сигналов – на того наехали, того запугали. Весь более или менее крупный бизнес в Алма-Ате был обложен "налогами". Бедлам и неразбериха царили в обществе. Но главное - это страх. Все боялись, особенно бизнесмены. Когда рэкетиры наезжали, то сразу предупреждали: сунешься в органы, тебе конец. Мы информацию получаем, но обращений и заявлений нет. Боятся. Но находились и смелые… или совсем отчаявшиеся.

Почти под Новый год, в декабре 92-го, к нам в комитет пришла женщина с просьбой о помощи. Ее дочь занималась бизнесом, поставляла товары народного потребления. Бандиты у нее вымогали 25 тысяч долларов. Сама она прийти побоялась, бандиты настолько ее запугали, что она почти не выходила на улицу, пряталась на даче в поселке Алатау. На следующий день, взяв с собой оперативника, я поехал на встречу с Алией (имя изменено).

Приехав, я увидел ухоженную миловидную 35-летнюю женщину, которая пыталась держать себя в руках, но было видно, что довели ее крепко. Синяки под глазами, поведение нервное, вздрагивает от каждого шороха.

Алия рассказала, что однажды к ней на работу пришли спортивного вида ребята и заявили, что отныне будут ее крышей. А чтобы она особо не дергалась, сообщили, будто работают на Рыжего Алмаза. Официально же являются сотрудниками охранной фирмы. Она у одного из бандитов случайно увидела удостоверение этой фирмы. И вот теперь они требуют у нее 25 тысяч долларов и грозят поставить на счетчик.

Иллюстративное фото. Tengrinews.kz 

"Моего бухгалтера, пожилую женщину, избили, а экспедитора, мужчину, еле в больнице откачали. Вот оставили телефон. Сказали, как будут готовы деньги, чтобы позвонила. Они приедут и заберут", - сквозь слезы рассказала мне Алия.

История, надо сказать, для нашего города и того времени вполне типичная. Но только до суда, да что до суда, до написания простого заявления дело не доходило. Поэтому я сразу расставил все точки над i.

- Нашу беседу я записал на диктофон. Но, чтобы завести уголовное дело, мне необходимо от вас заявление. Вы это понимаете? Вы готовы написать его?

- Знаете, - Алия вздохнула, - выхода у меня уже просто нет.

Старый знакомый

Подняв документы по охранной фирме, я даже присвистнул от удивления. В голове пронеслось: "Мама дорогая!"

Смотрю состав руководства, а там как на подбор: президент – бывший сотрудник МВД майор Александр Ткаченко, уволен из органов по отрицательным мотивам. Вице-президент Анатолий Адамов – уволен ранее из органов КГБ по отрицательным мотивам. И вот такой костяк из бывших представителей органов создал компанию, оказывающую по документам услуги юридического и правового характера. Особую же пикантность делу придавало еще то, что Анатолия Адамова я знал лично. Дело принимало интересный оборот. Здесь, наверное, нужно поподробнее остановиться на истории нашего знакомства.

Иллюстративное фото. Турар Казангапов

Анатолий Адамов был кадровый офицер Комитета государственной безопасности Казахской ССР. Я с ним познакомился примерно в начале 80-х, когда он работал в управлении кадров КГБ Казахской ССР, курировал управление внешней разведки, где я на тот момент работал. Это был немногословный человек высокого роста, спортивного телосложения, хорошо играл в волейбол, увлекался бегом. Складывалось впечатление, что это очень грамотный специалист. Через некоторое время он перешел в управление КГБ Алматинской области, но по работе мы с ним продолжали пересекаться.

Когда я услышал, что его увольняют по отрицательным мотивам, был удивлен. В те времена увольнение сотрудника комитета, да еще с формулировкой "за дискредитацию высокого звания офицера Комитета государственной безопасности", было экстраординарным событием. Потом выяснилось, что по работе в поле его зрения попали участники криминальных структур. И он стал их использовать в своих личных целях. То есть он был уволен именно за связи с организованной преступностью.

Операция

Разработав операцию по захвату бандитов, мы устроили засаду в соседней с Алией квартире в микрорайоне Аксай. Пятеро бойцов "Альфы" в полной амуниции и трое оперативников были наготове. Во время подготовки мы заметили наблюдение за домом Алии. Несмотря на то, что мы действовали очень осмотрительно и аккуратно, операция в последний момент чуть не сорвалась. Бандиты перестали выходить на связь. Прождав безуспешно трое суток, я принял решение снимать засаду. Боец "Альфы" на боевом посту - это не отдыхающий на скамейке пенсионер. Но чтобы не бросать Алию на произвол судьбы, было принято решение оставить одного оперативника и двух альфистов. Этих сил должно было хватить если не на задержание, то на то, чтобы выиграть время до прибытия подмоги.

В 5 утра около подъезда Алии остановились четыре легковые машины, битком набитые молодыми парнями в спортивной одежде. Несколько человек быстро заскочили в подъезд и направились к квартире Алии. Остальные братки остались н улице. Несмотря на раннее утро, вся оперативная группа по этому делу была на работе. Поэтому, когда раздался звонок от нашего человека, моментально бойцы "Альфы" выдвинулись в Аксай.

Расчетное время прибытия группы на место - приблизительно 15 минут. Алия тянула время, следуя нашим инструкциям. Нервы у всех были на пределе. Рэкетиры уже начали раздражаться и терять терпение, грозясь выломать дверь, поэтому было принято решение устроить небольшой отвлекающий маневр.

Из квартиры напротив вышел дежуривший там оперативник и не спеша начал возиться с дверным замком, сердито и довольно громко ворча, словно себе под нос, но и одновременно обращаясь к бандитам: "Вы что, совсем ополоумели? Не видите, сколько времени на часах? И вообще кто вы, что ломитесь в дверь к соседке? Вот вызову сейчас милицию".

Здесь было главное – не перейти ту тонкую черту, что еще отделяла бандитов от полного беспредела.

"Слушай, агашка, - сквозь зубы процедил один из парней, - иди подобру-поздорову и не лезь не в свое дело. Целее будешь".

Как ни странно, но этой заминки хватило, чтобы подъехала группа захвата. Бесшумно, словно тени, бойцы высыпали во двор, где стояли машины с рэкетирами. Наших бойцов было 5 человек и 3 оперативников, бандитов – 18. Но на нашей стороне была внезапность и выучка, а также профессионализм альфистов. По легенде они должны были представляться членами другой бандитской группировки, приехавшей в качестве крыши Алии. Правда, когда случился силовой захват, действовали уже профессионально, четко обозначив свою принадлежность к государственным силовым структурам.

Операция прошла успешно. Рэкетиры были задержаны с поличным, и дело оставалось только за доказательной базой. Изъятые удостоверения охранной фирмы явно указывали, что называется, откуда ноги растут. Омрачало только одно: во время задержания один из бандитов при активном сопротивлении был ранен в шею и по дороге в больницу скончался. Подобное расценивалось как крупное происшествие.

Удостоверения сотрудников охранной фирмы, изъятые у 5 членов преступной группировки, дали нам прямую возможность нагрянуть в офис этой конторы с обыском, где мы и встретили Ткаченко и Адамова. Следственная группа производила выемку документов и по крупицам восстанавливала весь их преступный путь.

Но чем сильнее становилась доказательная база, тем более увеличивалось информационное давление. На следующий день после обыска Ткаченко выступил по телевидению, пытаясь придать операции окрас "душения свободы". Главным пунктом обвинения была, конечно, смерть рэкетира.

Но тут всплыла одна любопытная информация: пятеро из сотрудников охранной фирмы оказались приезжими из Караганды, где они числились в розыске по подозрению в убийстве 3 человек. Согласно оперативной информации, прослеживалась связь пятерки с одним из самых крупных и известных криминальных авторитетов того времени. Говоря простым языком, таких, как они, в то время называли просто и коротко – отморозки.

Иллюстративное фото. Tengrinews.kz 

Анатолий Адамов был задержан, но вел себя очень спокойно, без суеты, как ни в чем не бывало. Привлечь его к ответственности было сложно. Задержанные бандиты на допросах об Адамове молчали, ни слова не сказали. По их словам, они его даже не видели. Работа же сотрудников фирмы в "свободное время" не тянет на привлечение руководства к уголовной ответственности.

В итоге "Камкор" был закрыт, члены банды сели на длительные сроки, Адамова и Ткаченко пришлось отпустить, перед законом они были чисты и на какое-то время исчезли из поля зрения наших служб.

Возвращение

В 2000 году наши пути с Анатолием Адамовым вновь пересеклись. Я совершенно случайно узнал, что он работает в силовых структурах. Вначале я не поверил, но, как говорится, когда есть сомнения, их надо или развеять, или подтвердить. Выяснилось, что он является действующим офицером оперативного управления Министерства обороны в звании полковника. Сказать, что я был изумлен, ничего не сказать. В это невозможно было поверить, но факт оставался фактом.

Адамов работал в подразделении, которое занималось торговлей оружием и военным снаряжением. Надо понимать, что тогда был развал Советского Союза, в стране осталось много оружия, с ним надо было что-то делать. Для меня до сих пор остается загадкой, как человек с таким прошлым смог попасть на такую должность. Ведь в его деле черным по белому написано: "Уволен из Комитета госбезопасности за дискредитацию звания офицера". Я доложил руководству, что бывший фигурант уголовного дела служит в Министерстве обороны. Было принято решение взять его в разработку.

И тут случилось громкое заказное убийство. Весной 2000 года был убит генеральный директор фирмы "Казспецэкспорт", которая занималась торговлей оружием. Раскрытие этого преступления было поручено МВД Казахстана.

Иллюстративное фото. Tengrinews.kz 

На раскрытие убийства были брошены лучшие оперативники МВД, и через некоторое время следствие вышло на Адамова. Он подозревался в организации этого заказного убийства. Операция по его задержанию разрабатывалась в строжайшей тайне, ее возглавлял сам министр внутренних дел. Он же лично и арестовал Адамова в одной из гостиниц тогда еще Астаны. В МВД, конечно, много хороших оперативников, но раз сам министр выехал на задержание, на то, видимо, были веские основания. Потом состоялся суд, Адамова осудили на длительный срок.

Но примерно через год в местах заключения он умер от острой сердечной недостаточности.

Потом я много думал, что толкнуло Анатолия Адамова на преступный путь, почему он стал таким. Но ответа так и не нашел".


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram