Депутаты маслихата Алматы поездили на городских автобусах и остались довольны. Народные избранники решили проверить, как работает общественный транспорт. Накануне с ними в рейд отправился и корреспондент Tengrinews.kz.
Депутаты маслихата Алматы поездили на городских автобусах и остались довольны. Народные избранники решили проверить, как работает общественный транспорт. Накануне с ними в рейд отправился и корреспондент Tengrinews.kz.
Несмотря на ливень, председатель комиссии по вопросам труда, занятости и развитию транспорта Роза Бадаева вместе со своим заместителем Амиржаном Набиевым проинспектировали общественный транспорт. К ним присоединились три члена комиссии Мухит Азирбаев, Вячеслав Банщиков и Ляззат Калтаева. Вместе с ними поехали представители управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Сначала депутаты и чиновники проверили информацию о "пустых" билетах и нелегальных кондукторах.
"Мы хотим посмотреть как работает наш общественный транспорт. Эти два-три часа мы будем ездить по городу, останавливаться, пересаживаться с одного автобуса на другой. Мы хотим в реальной жизни посмотреть насколько водители работают, то есть посмотреть с этой стороны. Если есть какие-то недостатки в работе, их надо искоренять. Такие выездные комиссии у нас часто бывают, обычно три-четыре раза в год мы обязательно выезжаем, смотрим", - сказала Бадаева.
Несмотря на дождь, депутаты и представители профильного управления пошли на остановку
Депутаты решили начать свой рейд с маршрута №65, который субсидируется государством. Недавно на нем перевозчик "Авто АлмаТранс" обновил автобусы. Пока мы шли на остановку, корреспондент задал вопрос руководителю отдела организации маршрутной сети Сание Мурсалимбаевой о пересадках по одному билету.
"А вы что хотели с одного конца в другой конец без пересадки? Транспортная система не рассматривает задачу, чтобы обеспечить всем беспересадочную поездку. У нас есть транспортная доступность. Для этого у нас есть проездные билеты, можете купить и ездить. 80 километров один автобус будет ездить что ли? При такой протяженности и при интервале 5 минут нужно на маршрут 30-40 автобусов нужно", - ответила Мурсалимбаева.
Депутаты идут на остановку
На остановке стоять долго не пришлось. 65-й приехал довольно быстро. Хоть автобус и новый, но он оказался не предназначен для поездки маломобильных граждан. Депутата Ляззат Калтаеву, которая передвигается на коляске, в автобус поднимали вручную.
В автобусе за проезд оплатила Сания Мурсалимбаева. Она сразу же предупредила водителя , что едут с проверкой. Шофер начал включать терминал, чтобы распечатать билет. На вопрос почему был отключен аппарат, он сказал: "Я только выехал на рейс".
"Водитель остановился на остановке. Минус - отсутствие пандуса. Надо приобретать, оборудовать автобусы. Водитель свой функционал выполняет. Довольны", - прокомментировала свою поездку Роза Бадаева.
Сания Мурсалимбаева сообщила, что жалоб от пассажиров на 65 маршрут не поступало.
"Регулярность, чистота в салоне, объявление остановок. Это основные требования. У нас пока не поступали жалобы. Транспортный холдинг предоставляет информацию по регулярности. Она должна быть 100-процентной. По новой методике, если меньше, то срезаются субсидии. Это новые правила", - сказала она.
Мухит Азирбаев прокомментировал свою поездку так:
"На сегодняшний день мы наблюдаем, что этот автобус оснащен видеокамерами, который записывает всю ситуацию на протяжении всего процесса перевозки. Это исключает криминальные ситуации, самое главное безопасность находится под контролем".
Далее мы отправились на станцию метро "Байконыр". Депутат Ляззат Калтаева подняла трубку, чтобы попросить включить подъемник, но никто не ответил.
Ее пришлось спускать по эскалатору. Остальные депутаты пошли искать сотрудников метрополитена, чтобы помогли Ляззат Калтаевой.
Возле рамок металлоискателей Ляззат Калтаеву встретили сотрудники метро и сопровождали до станции Райымбек батыра.
Народные избранники остались довольными поездкой метро. Единственное замечание было по спуску в подземку маломобильных граждан.
Затем проверяющие отправились на остановку "Саяхат". В какой-то момент депутаты увидели кондукторов, которые кричали "Прямо по Ташкентской, барахолка!"
Нелегальных кондукторов увидели и на 50 маршруте, который субсидируется из городского бюджета.
"Нарушение я вижу своими глазами. Кондуктор-незаконник. Мы же сейчас дали всем автопаркам разъяснение", - сказала Роза Бадаева.
Позже депутаты решили пересесть на старый 119 маршрут, но не дождались. Сания Мурсалимбаева звонила в автопарк, узнавала когда подъедет автобус. Ей сказали, что транспорт застрял в пробке.
В итоге все сели на "двойку" и доехали до городского акимата.
"Сегодня мы с вами смогли проехать на автобусе, потом на метро и вот сейчас еще едем на автобусе. Сказать, что у нас нет проблем нельзя. Это очевидно, что есть вопросы, которые нужно решать. Причем решать системно. Поскольку общественный транспорт - это очень сложный механизм. К метро вопросов не было. Вопрос времени, ожидания автобуса, культура обслуживания. Это процесс, который не приходит через договор, через желание или не желание. Это образ с молодости и с детства нужно этому обучать, прививать эти качества. Потому что это двухсторонний процесс: культура вождения водителей и культура самого пассажира", - рассказал о своих впечатлениях депутат Мухит Азирбаев.
Народный избранник признался, что ездит на автобусах всего раз в месяц.
" Дети постоянно ездят. Они говорят, что иногда долго ждешь автобус. Сложно сказать о причинах. Мы стояли только что и из-за пробок ехал автобус долго. Культура. Все же познается в сравнении. Старший сын отвечает, что культуры стало больше, нет грубости, бешенных скоростей, это тоже отслеживается системой GPS. По маломобильным группам, даже если несколько человек ездит, система должна работать. Мы все время говорим о культуре, о качестве. Здесь спрос рождает предложение. Дорога должна быть двухсторонней. Мы общество население пассажиры должны требовать конкурентной среде само собой это придет. Я думаю все будет зависит от нашего желание, если общество захочет, чтобы быстро сделали, то быстро будет. А мы хотим, чтобы это быстро было. И глава города ставит такую задачу. Мы это слышим на наших комиссиях, совещаниях, встречах, в СМИ читаем", - сказал он.
Вячеслав Банщиков раз в неделю - в субботу или воскресенье ездит на 98 маршруте.
"Я помню, как это было сложно, когда не было этого автобуса. Поэтому для меня привычная ситуация ездить в автобусах. Когда ездишь по выделенным полосам – это удобно. Надо просто привыкнуть, надо начать с себя. Водитель нарушил из-за нас на Саяхате. Культура общественного транспорта начинается с нас. Если мы ездим зайцем – кому делаем хорошо? Никому. Думаем, что мы такие обманули, а после этого страдает вся транспортная система, автобусы не обновляются. В целом я скажу, что автобусы стали лучше. Буквально год-два многие начнут пересаживаться на общественный транспорт", - отметил он.
Роза Бадаева три-четыре раза в неделю доезжает до работы на 25 троллейбусе или 34 автобусе. И состояние общественного транспорта ее вполне устраивает.
"Я хочу сказать, что общественный транспорт несмотря на то, что сегодня дождь ходит хорошо. Интервал движения достаточный для этой погоды. Пассажиры пользуются картой "Онай", в салоне чисто. Мы покупали билеты, нам их выдавали, как положено. Большинство автобусов оснащены видеонаблюдением и это позволяет быть горожанам в безопасности. Вместе с тем, нам надо работать в этом направлении. На 95 маршруте нет низкопольных пандусов. Нужно улучшать. В ближайшее время нужно обновлять автобусы. Квалификацию водителей надо повышать: обучать культуре обслуживания, внешний вид привести в порядок – нужна единая форма. Не все соблюдают. В целом хочу сказать, что улучшение есть в нашем общественном транспорте. Работать надо в этом направлении, надо улучшать. Кондукторов надо трудоустраивать, если они нужны паркам. На ближайшем заседании комиссии мы это обсудим и предложение отправим в управление", - дала свое заключение депутат.
Роза Бадаева сообщила, что результаты рейда будут обсуждать на следующем заседании комиссии в маслихате с участием перевозчиков.