13 марта 2019 | 10:46

Жестокое обращение или традиция? Этично ли фотографироваться с беркутом в Казахстане

Мейирим Смайыл руководитель спецпроектов Tengrinews.kz
Фото:.instagram.com/yerkinbayev

Споры из-за содержания беркута на "Шымбулаке" разгорелись в соцсетях. Одни возмущены жестоким обращением с птицей, вынужденной сидеть с закрытыми глазами и распахивать крылья для фотографий с клиентами, другие считают фото с беркутом приближением к культуре предков. В ситуации постарался разобраться корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Споры из-за содержания беркута на "Шымбулаке" разгорелись в соцсетях. Одни возмущены жестоким обращением с птицей, вынужденной сидеть с закрытыми глазами и распахивать крылья для фотографий с клиентами, другие считают фото с беркутом приближением к культуре предков. В ситуации постарался разобраться корреспондент Tengrinews.kz.

"Сколько может продолжаться издевательство над орлами? Птица сидит, не видя абсолютно ничего, и ее постоянно тыркают, чтобы распахнула крылья. Берут 2 000 тенге за фото с птицей и в казахском костюме. Это же какой-то древний век. "Шымбулак", прекратите это безобразие. Перед иностранцами просто стыдно", - написала пользовательница Facebook Карлыгаш Макатова.

Реклама
Реклама

Комментаторы соцсети поддержали пост, призывали к ответу гендиректора ГЛК "Шымбулак" Ержана Еркинбаева, а некоторые советовали обращаться в природоохранную полицию.

Аналогичный совет дал пресс-секретарь Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ Сакен Дильдахмет.

"В ответе владельцы птицы. У них должны быть соответствующие документы. При таких случаях надо официально обращаться в природоохранную полицию или территориальную инспекцию лесного хозяйства и животного мира Алматинской области. Только тогда можем проверить, так как действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса", - пояснил он.

По закону, как отмечается, на птицу должны быть соответствующие документы. При отсутствии документов хозяева птицы будут привлечены к уголовной ответственности по статье 339 УК "Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения животными".

По словам Дильдахмета, если документы в порядке, то власти не имеют права отбирать собственность у владельца.

"Если будут жестоко обращаться с птицей, можно привлечь по статье 316 УК ("Жестокое обращение с животными" - прим.)", - добавил он.

"Беркуту нельзя быть без колпака"

Генеральный директор "Шымбулака" Ержан Еркинбаев не замедлил с ответом и заверил пользователей Сети, что он тоже зоозащитник.

"Если мы вместе решим, что это действительно жестокое обращение с животным, мы разорвем контракт с этими ребятами, но давайте учтем следующее. Владельцы беркута занимаются хищными птицами профессионально, у них имеется питомник и все условия для разведения и содержания. Беркут, который работает на Шымбулаке, не один и тот же, они меняются. Беркуту нельзя быть без колпака, множество движений перед глазами - невыносимый стресс для птицы. Кроме того, без колпака он опасен, как и собака без намордника, понимаете мою мысль?" - написал Еркинбаев в Insragram.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Yerzhan Yerkinbayev (@yerkinbayev) 11 Мар 2019 в 4:15 PDT

Еркинбаев уточнил, что беркуты работают на "Шымбулаке" не более пяти часов в день и им полезно находиться в горах.

"Беркут ежедневно летает, получает витамины и необходимое питание, периодически заставлять его расправлять крылья тоже полезно, как и любому живому организму полезно разминаться. Шоу с хищными птицами, как и верховая езда, как и использование собак в жизни человека, как и многие другие виды участия животных, так скажем в "быту", - не всегда жестокое обращение, но и не всегда гуманное обращение. Если большинство решит, что орла на курорте быть не должно, мы его уберем, но нет гарантий, что он не начнет работать в условиях хуже, чем на Шымбулаке", - заявил Еркинбаев.

Известная девушка-беркутчи со своей семьей хочет переехать в Казахстан

Национальное специфическое отношение к животным

Компромисс в этом вопросе постарался найти депутат Мажилиса Берик Дюсембинов.

"Есть национальное специфическое отношение к животным. Томағы - это головной убор для беркута. Он надевается для того, чтобы в ненужных моментах птица не нападала ни на кого, не реагировала на красную одежду и так далее. В принципе, для тех, кто пропагандирует национальный вид охоты, я не считаю это жестоким обращением с животными", - отметил депутат.

По его словам, в обществе не всегда отличают жестокое обращение от национального специфического отношения к животным.

"Здесь такая тонкая граница: если просто для фотографии держат беркута и с ним обращаются не как с беркутом, а как с курицей, то да, жестокое обращение. А если этот процесс помогает проявлять людям интерес к национальному виду спорта, виду развлечения - это совсем другое дело", - заметил Дюсембинов.

В качестве примера он привел кокпар - древнюю конную спортивную игру, в которой всадники борются за тушу козла. По правилам необходимо не только завладеть ею, но и удержать, а затем забросить в "казан" (ворота) команды соперника.

"Это национальный вид спорта. Здесь страдают два животных, если подходить классически к этому. Сегодня идет гуманизация, вместо живого козла берутся искусственные. Кокпар - это своеобразный бренд, символ казахской храбрости, воинственности. Здесь надо четко отличать. Конечно, когда люди держат в клетке все время, это совсем другое", - заключил депутат.

В феврале 2019 года в Алматы житель города сдавал львенка в аренду для фотосессий. Как сообщал телеканал "КТК", о том, что животное находится в частных руках, узнали зоозащитники. И забили тревогу. Завозить диких зверей в Казахстан запрещено, но хозяин уверяет: на питомца у него есть все документы. Правда, сотрудников природоохранной полиции слова не убедили. Льва в итоге забрали и отправили в зоопарк.

Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram