РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
25 ноября 2022 | 07:12

Чего ждать после отмены регулирования цен на соцпродукты, рассказали эксперты

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото:elements.envato.com Фото:elements.envato.com

Экономисты и специалисты по защите прав потребителей оценили будущую отмену государственного регулирования цен на социальные продукты, передает корреспондент Tengrinews.kz.


Экономисты и специалисты по защите прав потребителей оценили будущую отмену государственного регулирования цен на социальные продукты, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Отметим, ранее заместитель премьер-министра - министр торговли и интеграции Серик Жумангарин в интервью СМИ заявил, что со следующего года акиматы будут отказываться от жесткого регулирования цен на социально значимые продукты питания и вместо этого внедрять цифровые карты семей и социальный кошелек, с помощью которых нуждающимся будут оказывать помощь на приобретение продуктов. Экономисты рассказали, насколько эффективна эта мера и не приведет ли она к еще большему росту цен на продукты в условиях и без того высокой инфляции.

Экономист и директор консалтинговой компании Марат Каирленов считает, что отмена регулирования цен на социально значимые продукты может негативно повлиять с учетом экономической политики, которую проводит государство. В стране наблюдается высокая инфляция, и у нее может быть две причины - со стороны спроса, то есть когда у населения слишком много доступных средств для покупки товаров, и со стороны предложения, когда товаров на рынке мало и цены растут. Как считает экономист, у нас сошлись на том, что причиной инфляции является наличие большого количества денег у населения, и их пытаются сокращать.

"Поэтому мы видим, как Нацбанк сильно повышает процентную ставку, последний раз на 1,5 процента, что довольно много. Происходит сокращение госрасходов бюджета, в следующем году с 19 до 16 процентов от ВВП. Это тоже довольно много. Для сравнения: у нас все расходы на здравоохранение составляют всего два процента от ВВП. В этих условиях проводить либерализацию рынка социально значимых продуктов – это очень рискованная мера, поскольку у населения и так уровень жизни падает. Инфляции в почти 20 процентов больно ударяет по населению в условиях, когда экономика стагнирует. В последние три месяца у нас рост экономики составляет 2-2,5 процента, что можно назвать затухающим ростом. При такой ситуации в случае резкого роста цен возможна стагфляция. Это когда растет инфляция и при этом экономика тоже падает. Мне кажется, у нас недооценивают влияние российского кризиса на инфляцию. К нам стало поступать меньше товаров из России, почти 1500 компаний ушли с их рынка. Многие логистические цепочки также были налажены через Россию, и сейчас они обрываются, образуя нехватку товаров", - отметил экономист.

По словам эксперта, финансовые структуры страны стремятся стабилизировать рынок депозитов, чтобы не начался отток средств и перевод их в иностранную валюту и это не оказывало давление на валютный курс. В этих условиях, по мнению Каирленова, отпускать цены на социальные продукты нельзя, так как предложение на рынке от этого не увеличится. Для начала нужно перестроить логистику в сжатые сроки, чтобы переориентировать транспортные коридоры на Турцию, Китай и другие страны, которые смогут обеспечить страну продукцией, которую в недостаточном количестве производят в самом Казахстане. Кроме того, необходима работа по демонополизации рынков, чтобы в продуктовой сфере была налаженная конкуренция и не происходило ситуации, как было с дефицитом сахара в середине этого года.

Экономист считает, что необходимо работать с компаниями, которые покинули российский рынок, чтобы они локализовали производства здесь и открывали совместные предприятия. Зарубежных производителей можно привлечь в Казахстан перспективой выхода на рынки стран Центральной Азии и приграничных районов самой России. По оценке эксперта, на этой территории проживает около 70-80 миллионов человек и это достаточно привлекательный рынок, чтобы размещать в нашей стране производства. Как считает эксперт, только после решения вопроса с логистикой продуктов, инфраструктурой и демонополизацией стоит говорить о либерализации цен.

"У нас, как говорится, ставят неправильный диагноз и предлагают к нему неправильное лечение. Система регулирования рынков у нас несколько слоеная. У нас ее создавали после кризиса 2014 года, когда валюты обвалились. Тогда эти меры принимали экстренно. Поняли, что нужны запасы: как Национальный банк на валютном рынке интервенции валютные проводит, так же и СПК в регионах проводили продуктовые интервенции через стабилизационные фонды. У нас экономика составляет порядка 500 миллиардов долларов. 23 процента ВВП идет на зарплаты. Это меньше, чем в России, где больше 30 процентов, не говоря о странах ОЭСР, где этот показатель раза в два больше. То есть это десятки миллиардов долларов, которые наше население недополучает. Может, хотя бы один миллиард стоило тратить, чтобы обеспечивать население дешевыми продуктами питания как некий баланс интересов общества. А вот такое одностороннее отношение - это спорная политика", - добавил Марат Каирленов.

Экономист добавил, что в Казахстане население тратит более 50 процентов доходов на продукты питания и эта ситуация может усугубиться при отмене регулирования цен.

Председатель правления Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская считает, что отмена регулирования цен на социальные продукты – это правильная мера, так как на практике это регулирование не работало. Когда предпринимателей заставляли продавать товары по пониженной цене, то они просто исчезали с полок, как это было с сахаром.

"Предприниматель лучше уберет товар, чем будет продавать его, как он считает, в минус себе. Вместо регулирования цен введут социальные карты, которые помогут обеспечить социально уязвимые слои населения этими 19 продуктами из списка социально значимых. На эти карты будут зачислять средства, которые можно будет потратить только на необходимые продукты питания. К примеру, во многих странах как мера поддержки уязвимой части населения работают социальные магазины, в которых проверяют наличие специальной карты и продают продукты по сниженным ценам. В Европе тоже есть социальные банки, когда малоимущим дают кредиты дешевыми продуктами. У нас решили пойти другим путем", - отметила руководитель Лиги потребителей.

По словам Светланы Романовской, в магазинах не соблюдали требования на 15-процентную наценку от рекомендованных государством цен, так как товары покупались через множества посредников и каждый из них делал такую наценку. В результате в магазинах они продавались на 150 процентов дороже в сравнении с установленными государством ценами. Никто не мог обеспечить контроль соблюдения цен на СЗПТ, так как акиматы не справлялись с проверками. Даже если их наказывали за несоблюдение цен, на полках просто появлялись товары в других категориях, которые не попадали под перечень, а те, что попадали, исчезали. К примеру, вместо яиц первой категории продавали другие яйца, вместо формового хлеба - батон, рассыпчатый сахар упаковывали и так далее.

"Представители социально уязвимых слоев должны открыто заявлять о себе, добиваться получения социальных карт. Думаю, их смогут получать не только нынешние получатели адресной социальной помощи. Населению нужно быть более активными, чтобы добиться получения своих социальных прав", - отметила Романовская.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов также считает, что отмена госрегулирования цен пойдет на пользу. По его словам, она будет заменена на более адресную помощью социально уязвимым слоям. По его словам, так же, как газ или дизельное топливо по социальным ценам вывозится в другие страны, так же могут начать вывозить продукты.

"Положительным моментом я вижу то, что люди, которые нуждаются в адресной социальной помощи, открыто заявят о себе и зарегистрируются. Во-вторых, это снизит нагрузку на производителей и торговые сети, которые вынуждены держать цены низкими, несмотря на рост цен на производство этих товаров. Понятно, что рост цен, который мы сейчас наблюдаем, немаксимальный и торговым сетям приходится усреднять цены на всю продукцию и выставлять продукты, которые не входят в список социально значимых, дороже. Если мы будем адресно помогать уязвимым слоям и снимем нагрузку с них, то, я думаю, с точки зрения бизнеса, это пойдет на пользу", - отметил Рысмамбетов.

По мнению финансового консультанта, цены после снятия госрегулирования вряд ли резко взлетят, так как производители и продавцы понимают, что большую часть их клиентов составляют люди, не входящие в льготные категории. Рысмамбетов отметил, что они будут держать цены на таком уровне, чтобы они оставались доступными для основной части покупателей.

"Надо говорить о тектонических подходах в экономике. Нельзя все время закрывать рот производителям и сдерживать цены. В какой-то момент им станет невыгодно производить и дешевле будет закупать продукцию за границей, что еще сильнее усилит зависимость от импорта. С другой стороны, если за счет снятия регулирования производители смогут поднять цены и увеличить прибыль, они при идеальном сценарии вложат эти средства в расширение производства и улучшение качества, начнут экспортировать товары, что хорошо для экономики, а также повышает предложение на внутреннем рынке. В идеале это работает так, но как будет в нашем случае - гарантировать нельзя", - добавил финансовый консультант.

Рысмамбетов отметил, что меры государственного сдерживания и поддержки зачастую играют негативную роль в росте цен. Так было с рынком жилья, когда государство стало предоставлять льготную ипотеку всем желающим через "Отбасы банк", а затем разрешило использовать пенсионные накопления для покупки жилья. В результате цены на рынке подскочили и квартиру уже не может купить тот, кто изначально не хотел брать ипотеку.

Среди положительных изменений, которые сулит введение социальных карт вместо регулирования цен, экономист видит то, что всех, кому необходима адресная помощь, официально зарегистрируют. Рысмамбетов отметил, что государственным органам нужно будет в течение около полугода провести работу, чтобы зарегистрировать всех нуждающихся, так как они зачастую сами не могут этого сделать в силу возраста или наличия инвалидности.

Напомним, что в октябре инфляция составила 1,6 процента, а в годовом выражении уже достигла 18,8 процента. Продолжается рост цен на такие продукты, как чай, яйца и мясо птицы, молоко.

Накануне премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что госорганы не принимают достаточных мер для сдерживания инфляции в Казахстане.

Самое важное - в нашем новостном Telegram-канале. Подписывайтесь и получайте самые важные новости

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети