"Большинство смертей происходит именно из-за остановки сердца. Если мы научимся эффективно действовать в этой ситуации, то это значит, что мы спасем как можно больше людей". Доктор скорой помощи Президентской клиники Евгений Митин снова рассказывает о необходимых навыках. Только в этот раз подробнее и в новом статусе: доктор Митин – инструктор, сертифицированный американской Ассоциацией сердца.
"Большинство смертей происходит именно из-за остановки сердца. Если мы научимся эффективно действовать в этой ситуации, то это значит, что мы спасем как можно больше людей". Доктор скорой помощи Президентской клиники Евгений Митин снова рассказывает о необходимых навыках. Только в этот раз подробнее и в новом статусе: доктор Митин – инструктор, сертифицированный американской Ассоциацией сердца.
Мы поговорили с ним о новых стандартах оказания экстренной помощи, о том, как не допустить ошибок во время спасения и не пострадать самому, а также о том, почему знание первой помощи – это медицинская грамматика, необходимая для каждого.
- Евгений Дмитриевич, расскажите для начала о своем новом статусе, что он значит?
- Я недавно прошел обучение в государстве Израиль по ACLS - расширенной сердечно-легочной реанимации. В данный момент являюсь тренером-провайдером по всем видам реанимации и веду курсы для докторов больницы МЦ УДП РК. Каждый, кто проходит этот курс, получает сертификат установленного образца под эгидой американской Ассоциации кардиологов. Их стандарт оказания экстренной помощи является самым современным и главенствующим в мире.
- В чем преимущество получения этого сертификата?
- Самое главное, что мы ускоряем процесс введения обновлений в методике оказания первой помощи. Технически у нас есть все, а вот методологически теперь мы будем идти наравне с внедрениями мира. Это охватывает и сам процесс оказания первой помощи, и методику, и теоретические знания, и практическое применение навыков.
- Чему сегодня обучают на этих курсах докторов больницы?
- Мы обучаем наших докторов работе в команде, потому что реанимация – это командная работа. Один человек может оказывать только первичную помощь, он может начать весь процесс, а чтобы его продолжить, нужна команда. В нашем случае это бригада скорой помощи и сотрудники приемного покоя. Их работа должна быть слаженной, чтобы не было хаотичного беганья и прыгания вокруг пациента, а чтобы каждый знал свою роль, ее выполнял.
- Мы все, так или иначе, слышим и сталкиваемся с разными экстренными ситуациями, но, скорее, не многие знают, как в таких случаях действовать…
- Здесь существует простой алгоритм действий, который не требует специальных медицинских навыков. Первый шаг: убеждаетесь, что вы сами находитесь в безопасности, удостоверившись, подходите к пострадавшему и спрашиваете, что случилось. Если нет реакции, то сразу звоним 103, 112 или 111 и приступаем к оказанию первой помощи – сердечно-легочной реанимации.
В нашей больнице есть автоматический дефибриллятор. Это прибор для восстановления ритма сердца, который используют в экстренных ситуациях. У него есть специальные электроды, их крепят на теле пострадавшего. Прибор сам руководит процессом, поэтому он легок в применении для непрофессионалов: он говорит, когда нанести разряд, а если нет в этом необходимости, советует сразу приступать к сердечно-легочной реанимации. Этот прибор обязательно должен быть в местах массового скопления – на вокзалах, в аэропортах, крупных торговых центрах и учреждениях, потому при необходимости вы можете его попросить. В нашей больнице есть три дефибриллятора, которые находятся в трех местах - в поликлинике, в приемном покое и в отделении терапии.
- Если нет этого устройства, что делать?
- Сразу приступаем к сердечно-легочной реанимации: скрещиваем руки, кладем ладони прямо перпендикулярно телу по центру грудной клетки и начинаем делать компрессии. Таким образом мы заменяем насосную функцию сердца и питаем мозг. Нужно нажимать с определенной частотой и глубиной, чтобы помощь была эффективной: 30 компрессий и два вдоха. По новым критериям для более эффективной реанимации пострадавшего необходимо делать не менее 100 и не более 120 компрессий за одну минуту.
- То есть в экстренных ситуациях необходимо при себе иметь таймер?
- Желательно, но вся суть состоит в том, чтобы делать компрессии именно с такой частотой. Потому что меньше или больше этого количества будет влиять на эффект оказываемой помощи: меньше – просто недостаточно, а больше означает, что не будет возврата крови в камеры сердца для того, чтобы протолкнуть ее дальше в органы. Глубина компрессии должна быть не меньше пяти сантиметров: нажимаем-отпускаем, ждем полного расправления грудной клетки. На каждую манипуляцию, например, проверку дыхания и пульса или на смену людей, оказывающих помощь, должно уходить не более десяти секунд. Продолжаем реанимацию до тех пор, пока не приехала бригада скорой помощи.
- Как все это успеть сделать и не переусердствовать?
- Это навык. Если человека обучить этому, то у него в сознании остается стереотип, как это делать.
- Насколько критично следование всем шагам при оказании первой помощи?
- От этого просто зависит все дальнейшее состояние пострадавшего и его жизнь. Все очень просто.
- А если ты стал свидетелем и не смог оказать помощь…
- Если человек обучен, у него есть сертификат о том, что он владеет необходимыми навыками оказания экстренной помощи, то с него можно в дальнейшем спросить: почему вы стояли и ничего не делали? Если вы в состоянии паники, значит, необходимо передать свои функции другому человеку, но делать что-то в этой ситуации нужно. Это не вопрос, умеете или не умеете, ведь человек прошел обучение, значит он обязан.
- Что если прохожий без навыков оказания экстренной помощи оказался свидетелем несчастного случая? В каких ситуациях он может быть наказан?
В тех случаях, если он не вызвал никого на помощь и ушел. Сейчас везде камеры, так что они могут проследить и наказать его за бездействие. Конечно, здесь также легко придумать аргумент в защиту – не видел, был в состоянии шока и прочее. Но если профессионал не оказал помощь, то он понесет уголовную ответственность наверняка.
- Но ведь навык оказания первой помощи, по сути, необходим не только врачам, но и любому непрофессионалу. Насколько важны эти курсы, по вашему мнению, за пределами медицинских учреждений?
- Нет никакого сомнения, что это необходимо. Все работники в нашей больнице прошли курсы первичной реанимации, включая охрану, сантехников, электриков, водителей. К сожалению, я не слышал, чтобы этому обучали в других, немедицинских учреждениях. Но одно дело, конечно, обучить, другое - понимать, как эти навыки применяются.
- Вы говорили о том, что чаще всего люди умирают от остановки сердца, но ведь немало зависит от того, как скоро и эффективно оказали первую помощь?
Здесь важна, как говорится, удача. Если повезет, что рядом будет человек, который вовремя и правильно отреагирует; если вовремя подоспеют профессионалы, которые обучены реанимации и у которых имеется необходимое для реанимации оборудование – тогда можно говорить о вероятном спасении.
- А за какое время можно спасти человека?
- Сама реанимация проводится до получаса. Ждать в данном случае вообще непозволительно. Если вы обнаружили человека без сознания и без признаков жизни, то реанимацию нужно начинать немедленно. Но здесь есть один важный нюанс: для начала нужно обезопасить себя, посмотреть, нет ли опасных объектов вокруг. Может, пострадавший лежит на оголенном проводе, либо есть факторы, угрожающие лично вам. Два трупа в данном случае никого не устроят. А такие ситуации неосторожности при оказании помощи бывали, и не раз: в Аркалыке погибли шесть человек таким образом. Один упал в колодец, и к нему на помощь стали прыгать второй, третий и тоже погибали. В результате вместо одной смерти мы получили шесть. В колодцах скапливается сероводород, и гибель наступает в течение минуты, даже меньше. Несколько вдохов - и все. Когда один падает и второй лезет спасать без страховки, гарантировано, что он тоже там останется.
- Как правильно действовать в таких случаях?
- Необходимо звать помощь и удостовериться, что вам ничего не угрожает, особенно если вы не были свидетелем и не знаете, что произошло с пострадавшим. Вдруг его поразил ток, радиация, кислота либо другое отравляющее вещество? Мы должны убедиться, нет ли постороннего раздражающего запаха, разлитой жидкости, оголенного провода. Может, это было шаговое электричество, которое возникает при ходьбе в зданиях или на улицах с проложенным кабелем: между шагами человека таким образом возникает разность потенциалов, которая может вызвать поражение током. Только при условии, что вам ничего не угрожает, вы оказываете помощь другому: желательно предварительно перетащить его на безопасное место и начать реанимацию.
И еще сразу же вызываем скорую помощь. Желательно попросить об этом другого прохожего, чтобы самому начать экстренную реанимацию. Но если никого рядом нет и вы не знаете, что делать, то набираем 103 и ставим телефон на громкую связь: диспетчер на другом конце будет вам говорить, как действовать.
- В течение какого времени умирают сердце и мозг?
- Сердце может долго работать, а вот мозг - нет. Ему отведено только шесть минут при комнатной температуре и при хорошем здоровье пациента. При низкой температуре его функциональная деятельность сохраняется дольше – до восьми минут, потому что на холоде все метаболические процессы замедляются, в том числе и процесс умирания. То есть когда мы спасаем сердце и спасаем человека вообще, мы должны в первую очередь понимать, что мы спасаем мозг, и только потом остальные органы. В таком случае выше вероятность провести успешную реанимацию.
- Что значит успешная реанимация?
- Это реанимация, которая закончилась выпиской пациента из больницы с минимальными неврологическими поражениями, то есть с минимальным нарушением работы мозга. Вот это и является успешной реанимацией – не то, что мы смогли запустить сердце пострадавшего и он пришел в сознание, а то, что мы сделали все, чтобы как можно меньше пострадал его мозг. Иначе мы получим инвалида или "овощ". Вот об этом мы говорим на наших курсах для докторов, конечно, не так кратко и просто.