Известный казахстанский тележурналист Григорий Беденко, который более 20 лет занимается темой авиации и космоса, показал уникальные кадры погибшего "Бурана" из своего архива, снятые весной 1999 года, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Известный казахстанский тележурналист Григорий Беденко, который более 20 лет занимается темой авиации и космоса, показал уникальные кадры погибшего "Бурана" из своего архива, снятые весной 1999 года, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Тогда он находился в командировке на Байконуре, где состоялся первый пуск в рамках нового проекта "Днепр". Это был совместный российско-украинско-казахстанский проект по конверсионному использованию баллистических ракет РС-20 "Воевода", или, как их еще называют натовцы, SS-18 Satan ("Сатана").
"Ракеты, которые снимали с боевого дежурства, планировалось использовать для запуска небольших орбитальных спутников. Пуск был произведен успешно, после него мы остались еще на пару дней на Байконуре, и нам выдалась уникальная возможность побывать на 112-й площадке, где находились две практически собранные ракеты "Энергия" и единственный побывавший в космосе корабль "Буран". К тому времени появилось совместное предприятие "Аэлита", его задача была брать на баланс те объекты и то имущество Байконура, которые выводились из состава арендуемых Россией. Казахстан принимал их в свою собственность, задача была поддерживать все это бывшее советское добро в том состоянии, которое не позволяло ему заржаветь и развалиться окончательно. Все объекты, связанные с программой "Энергия-Буран", передавались как раз в тот момент Казахстану. С момента закрытия проекта прошло семь лет, в 92-м году он закрылся официально, и за это время комплекс находился уже в полузаброшенном состоянии", - рассказал он.
©Григорий Беденко
"Энергия-Буран" был последним советским мегапроектом, - продолжает рассказ Григорий. - Можете себе представить, что в конце 80-х годов население Байконура достигало 200 тысяч человек вместе со специалистами, их семьями, людьми, которые поддерживали не просто нормальную, а очень даже комфортную по советским меркам, жизнь в городе. Для сравнения, сейчас на Байконуре проживают около 70 тысяч".
©Григорий Беденко
"112-я площадка представляла собой гигантский, просто циклопических размеров ангар высотой примерно с 20-этажное здание и площадью в шесть футбольных полей. Монтажно-испытательный комплекс состоял из трех секций. В центральной был главный сборочный комплекс так называемого пакета, то есть это ракета "Энергия", четыре боковых разгонных блока к ней, а сверху на специальных консолях крепился космический корабль "Буран". Конструкция была зафиксирована на специальных стендах. Тот самый, который в 1988 году совершил единственный в рамках проекта полет в космос. Секции ангара были разделены обитаемыми помещениями высотой примерно в 16 этажей. Это очень напоминало жилой дом с длинными балконами, где работали инженеры и технический персонал. В боковых секциях МИКа находилась еще одна собранная в пакет ракета "Энергия", различные стенды для испытаний и отдельно лежащие боковые блоки. Все это было сегментировано - двигатели отдельно, головные обтекатели отдельно", - отметил он.
©Григорий Беденко
По словам журналиста, в то время ангар уже выполнял функцию неофициального музея, что вызывало невероятный интерес у иностранцев со всего мира.
"Во время посещения 112-й площадки нам разрешили там свободно ходить и даже подняться на крановую панель, чтобы получше снять космический корабль "Буран" и ракету "Энергия". Никому до этого не разрешали подняться на верхние этажи, а мы залезли на сам кран. С высоты гигантские размеры конструкции настолько впечатляли и поражали воображение, что мы просто стояли там с открытым ртом. Это было своего рода наглядное подтверждение, какую мы все-таки великую страну потеряли. Какое колоссальное количество интеллекта, денег было вложено в этот мощнейший проект. И горечь от понимания, что это все никогда не получит своего продолжения. Это была наша первая и последняя съемка космической системы. Буквально через три года произошла чрезвычайная ситуация, при которой "Буран" и "Энергия" были уничтожены, от них вообще ничего не осталось. Бесславный конец - на 112-й площадке во время ремонта в 2002 году обвалилась кровля, похоронив под собой то, что осталось от крупнейшего достижения мировой космонавтики.", - рассказал Беденко.
Журналист отметил, что второй оставшийся летный экземпляр "Бурана" еще можно восстановить, несмотря на его непригодное состояние.
"Он, наверное, в ужасающем состоянии, уже более 30 лет стоит на заброшенном заправочном комплексе. Вероятно, уже все разъела коррозия. Если и дальше корабль будет там стоять, от него просто ничего не останется. Поэтому, может быть, предложение главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина поступило весьма вовремя. Однако, если Россия выкупит корабль, что она потом с ним дальше будет делать, непонятно. Лично я за то, чтобы "Буран" оставался на Байконуре. Его нужно восстановить, вытащить из этого помещения, реставрировать и по возможности открыть музей истории проекта "Энергия-Буран". Почему он должен оставаться на Байконуре, да потому что на самом деле это наша совместная история. "Энергия-Буран" - советский проект, и Казахстан сегодня имеет на него такое же право, как и Россия, потому что мы жили в составе одного государства", - считает он.
©Григорий Беденко
При этом Беденко предлагает создать музей с отдельным ангаром для "Бурана", ведь без него аппарат быстро разрушится, учитывая особенности климата в Кызылординской области.
"Тот "Буран", который на всех фотографиях, сделанных в музее на "Гагаринском старте", - это не корабль, это так называемый динамический макет. Он был создан для испытаний самолета "Мрия". Внутри него расположена экспозиция – что-то типа музейной комнаты. Единственное, что на сегодня от проекта "Энергия - Буран" осталось живое, - самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия". Он был создан специально для перевозки "Бурана" с завода на Байконур. Корабль крепился на внешних консолях в верхней части фюзеляжа "Мрии". Было специально разработано двухкилевое хвостовое оперение, чтобы сохранить аэродинамику. Сейчас "Мрия" используется как перевозчик крупногабаритных грузов. Самолет принадлежит Украине", - рассказал он.
©Григорий Беденко
Система "Энергия-Буран" де-факто опередила свое время на многие десятилетия вперед. Беденко предположил, что, возможно, поэтому она и оказалась никому не нужной. Отметим, что до настоящего времени создать настоящий многоразовый орбитальный самолет, который мог бы летать сразу в двух средах - в космосе и в атмосфере, и совершать посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома в автоматическом режиме, больше никто в развитых странах мира даже не пытался.
"Оставшийся "Буран" надо сохранить, - настаивает Беденко - Это было высшее техническое достижение СССР перед распадом. Это была вершина всего. Сейчас мировая космонавтика пошла по пути минимализма, экономии средств и решения узкоспецифических задач. Космос становится частным. Например, проекты Илона Маска - эти его суперсовременные ракеты семейства Falcon и корабли Dragon - не что иное как продукт модного увлечения миллиардеров, возникшего в последние 10-15 лет - космический туризм. В отличие от других его сподвижников, Илону сильно повезло – его компания Space X получила государственное финансирование, пока в рамках проекта Международной космической станции. Но, по сути, при всех современных наворотах - всех этих огромных тачскринах в внутри Dragon-2, возвращаемые на Землю узлы, агрегаты, остаются системой, которая использует те же принципы полета в космическое пространство, что и самые первые аппараты, разработанные в 60-х годах. А вот если человек когда-нибудь решит высадиться на поверхность планет, где есть атмосфера - Марс, например, - вот там как раз орбитальные космолеты и потребуются. Возможно, тогда о "Буране" и вспомнят", - завершил журналист.