Чаще всего работают не по специальности выпускники, обучавшиеся техническим, социальным, сельскохозяйственным наукам, экономике и бизнесу. Министерство образования и науки и НПП "Атамекен" подвели итоги третьего этапа рейтинга образовательных программ в высших учебных заведениях, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Чаще всего работают не по специальности выпускники, обучавшиеся техническим, социальным, сельскохозяйственным наукам, экономике и бизнесу. Министерство образования и науки и НПП "Атамекен" подвели итоги третьего этапа рейтинга образовательных программ в высших учебных заведениях, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Всего в 2018 году были исследованы результаты обучения по 92 специальностям в 109 вузах страны, оценены более двух тысяч образовательных программ. Основными критериями рейтинга были: процент трудоустроенных выпускников, их средняя заработная плата, оценка актуальности программ, а также результаты анкетирования выпускников.
Было выявлено, что 35,4 процента выпускников работают не по специальности, а 40 процентов выпускников не трудоустроились в течение 12 месяцев.
"Чаще всего работают не по специальности выпускники следующих направлений обучения: социальные науки, экономика и бизнес - 40,24 процента, технические науки и технологии - 41,97 процента, право - 43,73 процента, сфера услуг - 43,42 процента, сельскохозяйственные науки 51,06 процента", - сообщил заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев.
Трудоустройство выпускников разных специальностей на уровне ниже 50 процентов имеют 68 вузов.
Анализ показал, что уровень средней заработной платы по следующим направлениям составляет:
- социальные науки, экономика и бизнес - 114 721 тенге,
- технические науки и технологии - 149 963 тенге,
- право - 89 434 тенге,
- сфера услуг - 98 180 тенге,
- сельскохозяйственные науки - 77 045 тенге.
Средний процент трудоустройства по 92 специальностям - 67,4 процента, тогда как минимальный уровень зафиксирован по специальности "таможенное дело" - 41 процент. Также исследование показало отсутствие возможности у большинства студентов выбрать дисциплины и педагогов, как это должно быть при Болонской системе.
Эксперты заявили, что зачастую вузы копируют содержание образовательных программ друг у друга, что говорит об отсутствии уникальности контента.
По словам Ордабаева, рейтинг будет проводиться ежегодно. Результаты рейтинга будут использованы в процессе размещения государственного образовательного заказа.