В Париже 5 декабря Международная ассоциация образовательных достижений учащихся (IEA) огласила результаты PIRLS - Международного исследования оценки качества чтения и понимания текста. Из 50 стран - участниц исследования Казахстан занял 27-е место. Средний балл казахстанских школьников - учеников четвертых классов составил 536 баллов, что выше среднего международного показателя на 26 баллов.
В Париже 5 декабря Международная ассоциация образовательных достижений учащихся (IEA) огласила результаты PIRLS - Международного исследования оценки качества чтения и понимания текста. Из 50 стран - участниц исследования Казахстан занял 27-е место. Средний балл казахстанских школьников - учеников четвертых классов составил 536 баллов, что выше среднего международного показателя на 26 баллов.
Целью PIRLS является определение читательского литературного опыта и навыков освоения и использования информации у четвероклассников. На сегодняшний день данное исследование - единственный глобальный инструмент замера читательской грамотности учащихся начальной школы. Предыдущие циклы PIRLS (2001, 2006, 2011 годы) помогли многим странам точечно совершенствовать учебные программы, учебники, содержание курсов повышения квалификации педагогов и национальных систем оценивания. Данное исследование проводится с 2001 года с периодичностью один раз в пять лет. Организатор исследования IEA известен также по исследованию TIMSS.
Подавляющую часть топ-30 исследования составляют лидеры Глобального индекса конкурентоспособности. Из СНГ в 30-ке стран с наилучшими результатами PIRLS-2016 - только Россия и Казахстан.
Участие Казахстана в PIRLS является первым опытом, и то, что показан такой результат, - большое достижение. От республики приняли участие порядка пяти тысяч школьников из 172 школ со всех регионов. Особенностью Казахстана, в отличие, например, от России и многих других стран, где исследование проходит на одном языке, является проведение международного тестирования на двух языках: казахском и русском.
Исследование показало, что абсолютное большинство (96 процентов) казахстанских четвероклассников очень любят читать. Учителя демонстрируют высокую удовлетворенность своей работой и доверие детям. 91 процент родителей положительно оценили помощь школы в улучшении навыков чтения детей. Кроме того, в среднем казахстанские дети приходят в школу более подготовленными, чем их сверстники из многих других стран.
Общим трендом для большинства стран, как развитых, так и развивающихся, является чтение информационных текстов посредством ИКТ. Так, 37 процентов казахстанских школьников читают тексты в электронном формате и порядка 40 процентов прибегают к помощи Интернета для поиска информации и выполнения учебных задач. Как и в большинстве стран-участниц больше затруднений вызывают чтение литературных текстов и их анализ.
Согласно планам МОН РК, национальный отчет по результатам страны в PIRLS-2016 будет опубликован во втором квартале следующего года. Результаты международного и национального отчетов, а также Энциклопедии PIRLS-2016 войдут в базу знаний, используемой для дальнейшего совершенствования содержания начального образования Казахстана.