Национальную безопасность Казахстана защищают сотрудники "Сырбар" и КНБ. Если одни работают во внешней разведке, то другие занимаются контрразведкой, вычисляя иностранных шпионов внутри страны. Полковнику КГБ и КНБ в отставке Виктору Авершину удалось потрудиться на обоих фронтах. Оставаясь профессионалом на оперативной работе, он смог дослужиться до самых высших постов в спецслужбах.
Национальную безопасность Казахстана защищают сотрудники "Сырбар" и КНБ. Если одни работают во внешней разведке, то другие занимаются контрразведкой, вычисляя иностранных шпионов внутри страны. Полковнику КГБ и КНБ в отставке Виктору Авершину удалось потрудиться на обоих фронтах. Оставаясь профессионалом на оперативной работе, он смог дослужиться до самых высших постов в спецслужбах.
За годы своей богатой на события карьеры 68-летний сыщик повидал много. Детали большинства из спецопераций он и сейчас не может раскрыть. Однако в копилке Авершина есть одна уникальная: в одиночку он отправился в Африку, чтобы вернуть казахстанский Ан-12, похищенный из Байконура. Подробнее об этом в материале Тengrinews.kz.
Поиски "Черной пантеры"
В начале 90-х Виктора Авершина переводят из разведки на должность заместителя начальника Управления по борьбе с терроризмом. Через несколько лет службы в Управлении "Т", а именно в июне 1995 года, к ним поступила шифровка из Таджикистана о крупной террористической группировке "Черная пантера". Проведя серию терактов в Душанбе, террористы убили около десяти российских военнослужащих и членов их семей. По агентурным данным, исполнители якобы скрылись в Казахстане.
"Но никаких данных о них не было. Иными словами, ищи то, не знаю что, ищи там, не знаю где. Я скомплектовал мобильную группу из пяти человек и приступил к поискам. Начали мы с Зеленого базара в Алматы, где обычно находились приезжие из Таджикистана. Потом нам выслали фотороботы разыскиваемых, благодаря которым мы нашли одного из них. Установили за ним плотное наблюдение, внедрили туда своего человека. В результате вышли на квартиру в районе поселка Заря Востока, где жили еще трое. Пятый участник группировки - руководитель - подъехал позднее.
Но они очень красиво работали. Попросили нашего человека купить билет на поезд в Новосибирск на завтра, а у самих был билет на сутки раньше. Наш источник в шесть утра говорит об этом, а мы не готовы были, без группы захвата. А в доме проживало около 40 человек, и не все там были террористами. Однако на свой страх и риск мы пошли на захват. Далее мобилизовали автобус и привезли их в контору. Они не были вооружены, так как террористы между терактами не ходят с оружием. Эта такая предосторожность, чтобы избежать случайного ареста", - вспоминает ветеран КНБ.
В те годы между странами не было соглашений по выдаче преступников. Поэтому для транспортировки преступников из Душанбе выехала спецгруппа, которая забрала своих граждан. Провожая их, Авершин поинтересовался, справятся ли они с перевозкой террористов, на что получил неоднозначный ответ: "А что не справиться? Может, мы их и не довезем".
Операция по возврату угнанного военно-транспортного самолета
С 2000 года Виктор Авершин руководил в Алматы представительством Центрального аппарата КНБ в южном регионе. В июле того года зарубежный источник сообщил оперативные данные об угоне военного самолета Ан-12 из Байконура.
"Преступники подделали документы и списали самолет для продажи коммерческой организации. Экипаж угнанного самолета состоял из граждан России, Украины и Армении. Двое из них были с криминальным прошлым. Они вылетели в Ереван и через Каир улетели в Конго. В столице Египта они переделали позывные, чтобы запутать следы, и изменили маршрут. За всем этим стояла ОПГ "Красноярская", которая продала его в Африку. Потом выяснилось, что еще два самолета готовились для угона. Через некоторое время на Совете Безопасности под председательством Елбасы председатель КНБ Альнур Мусаев докладывал об оперативной обстановке в стране. Одним из пунктов значился угон самолета из Байконура. Но куда угнали? Не было данных. Нурсултан Назарбаев тогда поставил задачу вернуть самолет. А после меня вызывает Мусаев и ставит эту задачу передо мной", - вспоминает Виктор Авершин.
Получив приказ, он вылетел в Конго. Однако там самолета не оказалось: его успели перепродать в Чад. За угоном на отрезке Конго - Чад стоял бывший личный пилот президента Чада Идриса Деби, криминальный авторитет и мафиози Закарья. Чтобы замести следы, у судна были изменены бортовые номера, сделаны новые документы. Авершин отправился далее по следу.
"Через несколько дней после тихой и оперативной работы в Чаде я обнаружил местонахождение самолета. Он стоял на дальней военной стоянке. Сфотографировал его. Так как у нас не было дипломатических отношений с ними, дипподдержку неоткуда было ждать. По дороге туда я успел подружиться с африканцем из Конго и гражданином другой страны, у которого были авиационные навыки. В Чаде нам стало не комфортно, поэтому отправились прятаться в Камерун. Ждали момента. Но долго мешкать тоже нельзя было. Надо было действовать оперативно и на опережение", - вспоминает полковник в отставке.
В те годы, по словам Авершина, на африканском континенте находилось до 10 тысяч летчиков и техников из стран бывшего СССР. Такие нашлись и в Чаде, с которыми удалось договориться. Далее Авершин вместе с командой ночью посещал аэродром, чтобы подготовить самолет к полету. Договориться с охраной воздушной гавани оказалось проще простого.
"Ставили им ящик пива, и нам давали два часа там поработать. Как только подготовили все, завели и попытались взлететь, но не смогли. Предыдущий экипаж поменял провода кое-где. Это был некрасивый поступок со стороны тех угонщиков. Летчики так не делают, пусть даже криминальные. Но мы потом нашли их и жестко с ними поговорили. Пришлось снова ночью идти с ящиком пива к охранникам, снова "нырнули" в самолет и устранили неполадки. Ранним утром, около 5.30, снова попытались взлететь, но диспетчер полосу не "зажег" из-за отсутствия разрешения. Я пошел к нему с часами Seiko. Он там сидит в сланцах, я его уговорил, и через 15 минут мы взлетели", - продолжает рассказ Виктор Авершин, но почему-то облегчения в его речи в этот момент не чувствуется.
А все потому, что уже в полете один из четырех двигателей отказывает. А далее из строя выходит вся радиоаппаратура. С букетом проблем аварийный самолет приближается в промежуточный пункт в Судане для заправки. Во время попытки посадить судно на взлетно-посадочной полосе аэропорта Хартума к вылету готовился пассажирский самолет.
"Наш самолет без связи, с военной окраской выныривает из облаков. А там готовится пассажирский "Боинг" европейской авиакомпании. Он стоял в начале полосы, у него уже фары горели, готовился стартануть. И тут мы на посадку идем. Но, слава богу, нам удалось не столкнуться и благополучно сесть. Сразу после этого нас окружили бронетранспортеры с пулеметами. Меня как старшего в наручниках доставили в отдел. Но у нас были "легальные" документы. Они поняли, что все в порядке, но не разрешили дальше лететь", - вспоминает чекист.
Оказалось, что маршрут команды Авершина лежит над Саудовской Аравией, военные которой сбили бы казахстанский самолет без средств связи. Но Виктор Авершин после долгих переговоров нашел выход. Ему помогли связи в других странах, через которые одолжили радиостанцию.
"Далее мы вылетели из Судана и остановились в Эмиратах, но это была чисто техническая остановка. Потом была остановка в Туркменистане и затем уже прилетели в Казахстан. Изначально мы планировали приземлиться в Астане (ныне Нур-Султан). Власти и спецслужбы были предупреждены. Но в последний момент дали приказ пойти на посадку в Алматы", - отмечается счастливый конец необычной операции.
За этот подвиг Виктор Авершин был награжден боевым орденом "Айбын" II степени. Он еще десять лет отдаст Службе, которую предпочитает называть с большой буквы, а потом со спокойной душой уйдет на заслуженный отдых.