РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
19 июня 2019 | 11:35

Истории ветерана КНБ. Как клочок бумаги спас казахстанского бизнесмена

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото:sadsha.ru
Фотоколлаж Tengrinews.kz Иллюстративное фото:sadsha.ru Фотоколлаж Tengrinews.kz

Алма-Ата начала 90-х. Время зарождающегося капитализма, первых кооперативов и банд рэкетиров, терроризировавших предпринимателей. В городе действовало несколько крупных банд, имена главарей которых приводили в трепет жителей страны. В ту пору организованная преступность и коррупция достигли таких масштабов, что в КНБ Казахстана создали Управление по борьбе с организованной преступностью с кодовым обозначением "К". Подполковника Виктора Авершина после долгих лет работы в разведке назначили заместителем начальника этого управления. Чекист лично участвовал во многих операциях. Tengrinews.kz продолжает публикацию воспоминаний ветерана КНБ.


Алма-Ата начала 90-х. Время зарождающегося капитализма, первых кооперативов и банд рэкетиров, терроризировавших предпринимателей. В городе действовало несколько крупных банд, имена главарей которых приводили в трепет жителей страны. В ту пору организованная преступность и коррупция достигли таких масштабов, что в КНБ Казахстана создали Управление по борьбе с организованной преступностью с кодовым обозначением "К". Подполковника Виктора Авершина после долгих лет работы в разведке назначили заместителем начальника этого управления. Чекист лично участвовал во многих операциях. Tengrinews.kz продолжает публикацию воспоминаний ветерана КНБ.

"Люди добрые, спасите!" Записка заложника

История началась в первый день 1994 года. Рано утром 1 января зазвонил телефон, и дежурный сообщил, что Виктора Авершина срочно вызывают в управление.

"В то время КНБ возглавлял Сат Бесимбаевич Токпакбаев, прошедший путь от рядового оперативника до руководителя спецслужбы страны. Сат Бесимбаевич хмуро поприветствовал меня кивком головы и, аккуратно достав из папки клочок бумаги, молча протянул мне.

Это была записка, написанная на бумаге желтоватого цвета с неровными краями. Она походила на клочок дешевой обертки или упаковки, наспех содранной с какой-нибудь давно забытой бандероли, пылящейся на чердаке. В записке неровным почерком было написано: "Ради бога, спасите. Меня держат как заложника на базе "Кайрата". Люди добрые, спасите". Вот так для меня и начался новый год", - начинает рассказ ветеран КНБ. 

Подготовка к операции

"Выйдя из кабинета председателя, я первым делом направился в дежурку. Оказалось, что записку принес мужчина, а ему в свою очередь передала какая-то женщина у газетного киоска. В то время база "Кайрата" представляла собой небольшой, почти заброшенный стадион в верхней части города, по соседству с пустырями и огромными микрорайонами Орбита и Таугуль.

Было принято решение выехать на место и осмотреться. Версию, что это чья-то дурацкая шутка, тоже нельзя было исключать. Был у меня в управлении начальник отдела майор Серикжан Бектенов. Невысокого роста, большой шутник и балагур. Между нами сложились теплые, доверительные отношения, его я и решил привлечь к проверке информации. У Серикжана, помимо оперской хватки, было одно несомненное преимущество: по его внешнему виду можно сказать все что угодно, кроме того, что этот человек имеет отношение к работе в органах.

Есть такая расхожая фраза: "По нему за версту видно, что он мент". Так вот по Бектенову сказать, кто он, было практически невозможно. Пожалуй, главной чертой, сбивающей с толку в его внешнем виде, были три золотых зуба, расположенные прямо по центру и буквально ослепляющие собеседника при разговоре. В сочетании с подкупающей улыбкой они абсолютно дезориентировали человека. Кстати, на его примере я лишний раз убедился, насколько обманчивой бывает внешность, и удивлялся, как за такой внешней простотой может скрываться цепкий аналитический ум.

Первым делом о готовящейся операции я поставил в известность командира группы "Альфа". Там ребята четкие и конкретные. Специфика работы у них такая: действовать на реакциях. Если долго размышлять, когда счет идет на секунды, можно потерять и своих людей, и заложников.

Подъехав к стадиону, мы увидели, что некогда крепкое хозяйство одного из ведущих футбольных клубов не только республики, но и всего СССР, ветшало. Первое впечатление было, что на территории ни души, настолько было тихо и пустынно.

Через некоторое время из небольшой сторожки появился охранник. Это был мужчина хорошо за 60 и в силу характера очень словоохотливый. Было видно, что одиночество профессии его очень тяготит. Серикжан это сразу смекнул и решил на этом сыграть. Он предложил отметить вместе Новый год, дед с радостью согласился, пригласил гостя в дом, быстро сообразил закуску. Разговор приобретал все более теплый и доверительный характер. В итоге удалось узнать, что его сменщик Серега "пустил тут троих командировочных, теперь сам не рад. Они ему не только не платят, вообще подальше посылают. Рожи бандитские, а времена лихие". Так, благодаря обаянию Серикжана, мы получили информацию о бандитах. 

Освобождение заложника

Решение я принял сразу: будем брать. Быстро переоделись в спортивные костюмы, ну и альфистам дали команду на полный сбор. Причем экипировку сразу обозначили как спортивную. А это значит, они поверх своей обычной экипировки - бронежилета, защиты - надели спортивную форму: шапочки, куртки. Получилась прямо команда спортсменов-борцов, хоть сейчас не на захват, а на Олимпийские игры. Шутки шутками, но такой маскарад позволял приблизиться, не вызывая особых подозрений, к самим зданиям.

Первоначальную информацию о том, где эта троица живет, мы уже знали от сторожа. Номера комнат и даже план их расположения у нас был. Поднялись на этаж, два номера рядышком. Альфисты быстро "выносят" двери. Короткая борьба. Вскрики. Все. Меня уже зовут. Открывшаяся моим глазам картина подтвердила то, что все усилия, затраченные нами, - не зря. В комнате, прикованный наручниками к батарее, сидел мужчина, рядом с ним на старой табуретке стояла миска с изрядно подсохшей кашей. Заложник. Двое охранников уже лежали на полу, "аккуратно упакованные" группой захвата, но основной сюрприз ждал меня во второй комнате. Там находились еще двое бандитов, о существовании которых нам вообще не было известно.

Я бросился к заложнику. Мужчина, находившийся в крайней степени физического и психического истощения, сумел прошептать только одно: "Записку передали?" 

Предприниматель Алексей К. был похищен с целью выкупа и привезен на спортивную базу, где содержался уже пятые сутки. Причем похищение его заказали, как выяснилось позже, его компаньоны. Записку, которая в итоге и привела к его освобождению, Алексею удалось написать во время своего обеда. Бандиты принесли ему еду, поставив тарелку на коробку от продуктов, у бизнесмена получилось незаметно оторвать этикетку от нее, а огрызок карандаша, случайно завалявшийся в кармане пиджака, буквально спас ему жизнь.

Написав записку, он смог выкинуть ее в окно. Дальнейшая судьба записки может заставить поверить в провидение. Написать ее - полбеды, но клочок бумаги, выкинутый в предновогоднюю ночь на территории заброшенной базы? Судьба записки еще более непредсказуема, чем у бутылки с запиской о кораблекрушении, выкинутой в море.

Но на все, как говорится, воля божья. Малоприметный клочок желтой бумаги подобрала жена сторожа Сергея. Она подрабатывала на базе дворничихой и решила прибрать территорию перед праздниками.

Дальнейший ее поступок вызывает недоумение. Зная о том, что именно ее муж поселил бандитов, она, не сказав никому ни слова, отнесла записку продавщице ближайшего газетного киоска. А та уже в свою очередь передала ее нашему "почтальону". Причем оставила для этой цели свой киоск и бросилась искать того человека, кто покажется ей заслуживающим доверия. Слава богу, такой нашелся и оправдал все возложенные на него надежды, доставив записку по адресу, а именно к нам.

Тем временем в соседней комнате нас поджидал еще один сюрприз. В спортивной сумке, принадлежащей похитителям, был обнаружен арбалет с оптическим прицелом ночного видения с титановыми стрелами, а также специальные метательные ножи. А на балконе Бектенов обнаружил пистолет ПМ с полной обоймой патронов.

Из задержанной компании безошибочно было выбрано самое "слабое звено", паренек, чья мимика давала о себе знать: он расколется сразу, достаточно лишить его поддержки остальных подельников. Его мы и отвели в другую комнату для детальной беседы, там он и дал нам весь расклад.

Услышанное нас несколько удивило. Оказывается, те ребята, что оказали нам сопротивление, были каскадерами из соседней братской Киргизии. Это объясняло и тот инвентарь, что мы нашли в сумке. Команда прибыла сюда из соседней республики для участия в съемках художественного фильма и решила подзаработать, взявшись за похищение и удерживание в плену бизнесмена. За все это каскадерам обещали 5 000 долларов.

Но на этом сюрпризы не закончились. Выяснилось, что здесь живет только часть всей каскадерской команды, причем меньшая. Оставшиеся 12 человек проживают на соседней спортивной базе, а здесь так - авангард с заложником. Через день брали и вторую базу уже усиленным отрядом "Альфы", так как разведка доложила: на базе слышны выстрелы из боевого оружия. И действительно, после захвата на базе было обнаружено оружие вплоть до автоматов Калашникова, и следы от пуль, свидетельствующие о том, что здесь это оружие и пристреливали.

Ребята были крепкие, обученные, хорошо вооруженные. Но следственные действия показали, что основная группа каскадеров была все-таки ни при чем. Действительно ребята занимались своим делом, и только шестеро были вовлечены в криминал.

Уже вместе с киргизскими коллегами мы привлекли и заказчиков преступления. Через пару месяцев осудили исполнителей, а еще через месяц - и заказчиков. Вот таким образом мы внесли коррективы в съемочный процесс одного из наших фильмов", - заканчивает свой рассказ Виктор Авершин. 

Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети