Хроника
Конституция. Правки.
Нурсултан Назарбаев вынес на всенародное обсуждение проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию РК. Tengrinews.kz вспоминает как и когда менялся главный Закон страны.
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция — учредительный документ государствa, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума.
Этапы изменения Конституции РК
1
28 января 1993 года
Принят текст первой Конституции независимого Казахстана.
2
30 августа 1995 года
Был проведен референдум, по результатам которого была утверждена действующая Конституция Республики Казахстан.
3
7 октября 1998 года
Были внесены дополнения и скорректированы 19 статей. Ключевые изменения затронули сроки и полномочия Президента, депутатов Сената и Мажилиса.
4
21 мая 2007 года
Переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.
5
2 февраля 2011 года
Внесены изменения, направленные на установление конституционных основ для назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.
“
Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой,
созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.
созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.
Действующая Конституция Республики Казахстан была утверждена 30 августа 1995 года. Во всенародном голосовании участвовало более трех миллионов человек, более 1 100 поправок внесено в 55 статей итогового документа. В реестре государственных праздников и памятных дат этот день значится как "День Конституции Республики Казахстан". В тексте документа значатся 98 статей, разделенных на девять разделов. Текст главного закона страны регламентирует права и свободы человека и гражданина в частности, деятельность Президента, Парламента, Правительства, Конституционного совета, судов и органов правосудия в целом, органов местного государственного управления и самоуправления.
Стоит отметить, что еще раньше был принят текст первой Конституции независимого Казахстана - 28 января 1993 года. Он состоял из преамбулы, четырех разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция основывалась на многих правовых нормах, принятых с момента обретения Казахстаном независимости: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда - Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и других. Основой Конституции 1993 года была модель парламентской республики. Сложная политическая ситуация молодого государства вызывала много вопросов к главному документу. Так, полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти оставались неурегулированными. Кроме того, предметом общественной полемики стали принципиальные положения, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.
Спустя три года после принятия основного текста Конституции, в 1998 году, текст главного документа страны ждала коррекция. Были внесены дополнения и скорректированы 19 статей. Ключевые изменения затронули сроки и полномочия Президента, депутатов Сената и Мажилиса. Был отменен верхний возрастной предел для государственного служащего. Была представлена норма о десяти депутатах Мажилиса, избираемых на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.
В 2007 году Конституцию ждало крупное реформирование. Из основного закона был исключен конституционный запрет на слияние общественных и государственных институтов, а также на государственное финансирование общественных объединений. Согласно поправкам в Конституцию, смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Санкционирование ареста и содержание под стражей допускаются лишь с санкции суда.
В 2007 году Конституцию ждало крупное реформирование. Из основного закона был исключен конституционный запрет на слияние общественных и государственных институтов, а также на государственное финансирование общественных объединений. Согласно поправкам в Конституцию, смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Санкционирование ареста и содержание под стражей допускаются лишь с санкции суда.
Большие изменения претерпел раздел Конституции, посвященный Президенту Республики. В частности, исключена норма о приостановлении Президентом Республики деятельности в политической партии на период осуществления своих полномочий. Срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет, при этом Главой государства может быть избран гражданин Казахстана, проживающий в стране последние пятнадцать лет. Принята поправка, предложенная депутатами, о нераспространении на Первого Президента Республики Казахстан ограничения по избранию более двух раз подряд.
Новеллой Конституции является назначение на должность премьер-министра республики после консультаций с фракциями политических партий и с согласия Мажилиса. Закрепляется конституционный статус Ассамблеи народа Казахстана, которая образуется Президентом. В соответствии с поправками, Президент наделяется правом законодательной инициативы и может вносить на рассмотрение Парламента проекты законов. Кроме того, Президент республики после консультаций с премьер-министром и председателями палат Парламента вправе распустить Парламент или Мажилис Парламента, однако они не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.
Дополнено положение о назначении Главой государства на должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Теперь они могут назначаться только с согласия соответствующего маслихата. Не менее важные изменения имеются и в разделе о Парламенте Республики Казахстан. Увеличено количество депутатов в каждой из палат Парламента. В частности, количество депутатов Сената, назначаемых Президентом, увеличено с семи до 15. При этом часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народов Казахстана. Мажилис Парламента формируется по новой схеме, в основе которой лежит пропорциональная система с элементами принципа представительства. В частности, девяносто восемь из ста семи депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, девять депутатов, представляющие различные этнические группы населения Казахстана, избираются Ассамблеей народа Казахстана. Конституционно закреплен такой дополнительный критерий для депутатов Парламента, как постоянное проживание на территории Республики Казахстан последние десять лет. В то же время исключена норма об отсутствии у депутата Парламента какого-либо императивного мандата.
Регламентируется установление права Парламента выразить вотум недоверия Правительству в случае неутверждения Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета. Согласно внесенным изменениям, конституционные законы будут приниматься Парламентом в раздельном заседании палат путем последовательного рассмотрения вопросов сначала в Мажилисе, а затем в Сенате. Законопроекты, внесенные Главой государства в порядке законодательной инициативы, не требуют положительного заключения Правительства относительно сокращения государственных доходов или увеличения государственных расходов. К исключительному ведению Сената теперь относятся вопросы дачи согласия на назначение председателя Национального Банка, а также выполнение функций Парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.
В то же время из компетенции Сената исключены вопросы избрания на должности и освобождение от должностей председателей коллегий Верховного суда Республики Казахстан и о досрочном прекращении полномочий местных представительных органов. К вопросам исключительного ведения Мажилиса относятся дача согласия на назначение премьер-министра, выражение вотума недоверия Правительству. Изменены схемы формирования Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии. Каждая из палат Парламента самостоятельно, без участия другой палаты назначает на должности двух членов Конституционного совета, двух членов Центральной избирательной комиссии.
Упрощена процедура выражения Парламентом недоверия отдельно взятому министру, при этом для выражения недоверия также достаточно будет простого большинства голосов депутатов соответствующей палаты. Упразднена Квалификационная коллегия юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего судебного совета. Теперь председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом республики по рекомендации Высшего судебного совета.
В Конституции закрепляется, что основой местного самоуправления становятся маслихаты, которым в соответствии с законом может быть делегировано осуществление государственных функций. Срок полномочий маслихатов в целях обеспечения стабильности власти на местах увеличен с четырех до пяти лет. Упрощена процедура выражения маслихатом недоверия акиму. Для этого потребуется простое большинство депутатов, которые принимают решение о вотуме недоверия акиму и постановке вопроса о его освобождении соответственно перед Президентом республики либо вышестоящим акимом.
Новеллой Конституции является назначение на должность премьер-министра республики после консультаций с фракциями политических партий и с согласия Мажилиса. Закрепляется конституционный статус Ассамблеи народа Казахстана, которая образуется Президентом. В соответствии с поправками, Президент наделяется правом законодательной инициативы и может вносить на рассмотрение Парламента проекты законов. Кроме того, Президент республики после консультаций с премьер-министром и председателями палат Парламента вправе распустить Парламент или Мажилис Парламента, однако они не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.
Дополнено положение о назначении Главой государства на должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Теперь они могут назначаться только с согласия соответствующего маслихата. Не менее важные изменения имеются и в разделе о Парламенте Республики Казахстан. Увеличено количество депутатов в каждой из палат Парламента. В частности, количество депутатов Сената, назначаемых Президентом, увеличено с семи до 15. При этом часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народов Казахстана. Мажилис Парламента формируется по новой схеме, в основе которой лежит пропорциональная система с элементами принципа представительства. В частности, девяносто восемь из ста семи депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, девять депутатов, представляющие различные этнические группы населения Казахстана, избираются Ассамблеей народа Казахстана. Конституционно закреплен такой дополнительный критерий для депутатов Парламента, как постоянное проживание на территории Республики Казахстан последние десять лет. В то же время исключена норма об отсутствии у депутата Парламента какого-либо императивного мандата.
Регламентируется установление права Парламента выразить вотум недоверия Правительству в случае неутверждения Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета. Согласно внесенным изменениям, конституционные законы будут приниматься Парламентом в раздельном заседании палат путем последовательного рассмотрения вопросов сначала в Мажилисе, а затем в Сенате. Законопроекты, внесенные Главой государства в порядке законодательной инициативы, не требуют положительного заключения Правительства относительно сокращения государственных доходов или увеличения государственных расходов. К исключительному ведению Сената теперь относятся вопросы дачи согласия на назначение председателя Национального Банка, а также выполнение функций Парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.
В то же время из компетенции Сената исключены вопросы избрания на должности и освобождение от должностей председателей коллегий Верховного суда Республики Казахстан и о досрочном прекращении полномочий местных представительных органов. К вопросам исключительного ведения Мажилиса относятся дача согласия на назначение премьер-министра, выражение вотума недоверия Правительству. Изменены схемы формирования Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии. Каждая из палат Парламента самостоятельно, без участия другой палаты назначает на должности двух членов Конституционного совета, двух членов Центральной избирательной комиссии.
Упрощена процедура выражения Парламентом недоверия отдельно взятому министру, при этом для выражения недоверия также достаточно будет простого большинства голосов депутатов соответствующей палаты. Упразднена Квалификационная коллегия юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего судебного совета. Теперь председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом республики по рекомендации Высшего судебного совета.
В Конституции закрепляется, что основой местного самоуправления становятся маслихаты, которым в соответствии с законом может быть делегировано осуществление государственных функций. Срок полномочий маслихатов в целях обеспечения стабильности власти на местах увеличен с четырех до пяти лет. Упрощена процедура выражения маслихатом недоверия акиму. Для этого потребуется простое большинство депутатов, которые принимают решение о вотуме недоверия акиму и постановке вопроса о его освобождении соответственно перед Президентом республики либо вышестоящим акимом.
В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ для назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.